«Эксперт: посол РФ не возвращается в США, так как Москва не готова «замять» выпад Байдена» - комментарий Д.В.Суслова для агенства ТАСС (01.04.2021)
Д.В. Суслов, замдиректора ЦКЕМИ, прокомментировал будущее российско-американских отношений после высказывания Джо Байдена и задержки возвращения посла РФ в Вашингтон.
Основные идеи:
● Россия не удовлетворена объяснениями после высказывания президента США в адрес Путина и отсутствием извинений.
● Москва не готова вернуться к прежнему формату взаимодействия.
● Однако США считают, что подобное выражение в адрес российского президента ничего не меняет в российско-американских отношениях.
● Несмотря на то что Россия не намерена больше специально искать позитивную повестку в отношениях с США, обе страны будут готовы к сотрудничеству в критически значимых вопросах.
● Вряд ли слудет ожидать понижения уровня дипотношений между странами,так как России необходимо взаимодействовать с США по поводу будущих переговоров по многим вопросам, в том числе по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений.
«Зона несвободной торговли: пять лет близких отношений с Вьетнамом» - статья А.С. Королева и Г.М. Калачигина в «VTimes» (7.04.2021)
А.С. Королев, научный сотрудник ЦКЕМИ, и Г.М. Калачигин, стажер-исследователь ЦКЕМИ, опубликовали статью на сайте издания «VTimes», в которой поделились своим мнением об итогах соглашения о Зоне Свободной Торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом.
Ключевые идеи:
· Россия не смогла достичь планируемого объема товарооборота с Вьетнамом к 2020 году.
· Одним из ключевых факторов заключения соглашения о ЗСТ стало то, что Вьетнам и Россия были стратегическими партнерами без серьезных политических разногласий.
· Соглашение о ЗСТ с Вьетнамом не создаёт преференции ЕАЭС в диалоге с АСЕАН.
· За 5 лет существования ЗСТ товарооборот между ЕАЭС и Вьетнамом увеличился вдвое за счет Вьетнама. А ЕАЭС сократил поставки товаров с высокой добавленной стоимостью.
· ЗСТ должно было привести к диверсификации экспорта из ЕАЭС, но на Россию по-прежнему приходится более 90% торговли ЕАЭС с Вьетнамом.
· Заключение ЗСТ с Вьетнамом важно для ЕАЭС, так как Вьетнам является перспективным партнером с 100-миллионным рынком сбыта, но значимость ЗСТ преувеличивать не стоит.
Экспертный комментарий Д. В. Суслова о перспективах взаимодействия России с НАТО для информационного агентства ТАСС (03.04.21)
Д. В. Суслов, зам. директора ЦКЕМИ, прокомментировал развитие отношений между РФ и НАТО для ТАСС.
Ключевые идеи:
· Отношения России и НАТО лишены позитивной повестки и будут становиться все более конфронтационными;
· В отношениях России и США остается возможность для взаимодействия по ряду вопросов;
· Между Россией и НАТО отсутствует общее видение дальнейшей судьбы Совета Россия-НАТО, из-за чего главный механизм контактов остается парализованным.
· Несмотря на отсутствие угрозы преднамеренной войны между РФ и НАТО, ее может спровоцировать опасный инцидент.
«Почему США и Китай ведут торговую войну и какую выгоду может получить от этого Россия» В.Б. Кашин в подкасте радио «Комсомольская правда» (01.04.2021)
На сайте радио «Комсомольская правда» опубликован подкаст «Война и мир с Валерием Федотовым», в котором зам.директора ЦКЕМИ В.Б. Кашин поделился своим мнением о противостоянии США и Китая.
Ключевые идеи:
· Отношения США и Китая начали ухудшаться с конца 90-х годов, а при Трампе события ускорились из-за внутреннего кризиса в США;
· Надежды Китая на развитие диалога с США после избрания Байдена не оправдались;
· Китай пошел на прямой скандал во время переговров на Аляске, чего США не ожидали;
· Стоит ожидать, что дальнейшая линия поведения Китая будет более жесткой;
· Китай «почувствовал вкус» к санкциям;
· США осознают, что их действия ведут к созданию единого антиамериканского фронта, но другого выхода не видят, так как считают противоречия с Китаем и Россией неразрешимыми.
«В политической элите США назревает смена отношения к России» - статья Д.В. Суслова на сайте деловой газеты «Взгляд» (1.04.2021)
Д.В. Суслов, зам. директора ЦКЕМИ, опубликовал статью на сайте деловой газеты «Взгляд», в которой поделился своим мнением о влиянии нескольких школ на формирование американского внешнеполитического курса, а также о российском направлении американской политики.Ключевые идеи:
- В американском внешнеполитическом сообществе отсутствует единый взгляд на внешнюю политику и отношения с Россией, из-за множества различных школ.
- Либерал-интервенционалисты и неоконсерваторы видят в России угрозу для США, которая мешает Вашингтону трансформировать мир по американским лекалам и считают, что существующие разногласия нельзя решить путем диалога.
- Представители других школ (реалисты, неоизоляционисты, леваки) считают, что глобально-гегемонистическая американская стратегия ошибочна, поэтому Москва не рассматривается в качестве естественного противника, однако голос этих людей становится все отчетливее в американской внешней политике.
- Есть вероятность того, что администрация Байдена будет последней, которая следовала догмам либерал-интервенционалистической школы.
- Восприятие России и Китая как идеологических врагов сохраняется, но этот процесс ослабевает, поэтому приход рациональных сил в США вполне реалистичен, что даёт надежду на разумное взаимодействие с Россией.
«Я/Мы – застрявший контейнеровоз» - статья Т.В.Бордачева на сайте газеты «Взгляд» (30.03.2021)
Научный руководитель ЦКЕМИ Т.В.Бордачев опубликовал статью в деловой газете «Взгляд», где рассказал о современном состоянии мировой политики и кризисе международных институтов, а также проанализировал причины и возможные пути решения текущих проблем.
Главные идеи:
- Исторически сложившаяся система международных институтов более не может разрешить противоречия между интересами государств в силу изменившихся силовых возможностей и претензий на роль на международной арене.
- Несмотря на первоначальное облегчение международных противоречий на фоне пандемии и необходимость искать совместное решение проблемы мировая политика вернулась к прежнему состоянию с острыми противоречиями и невозможностью их урегулировать.
- Проблема современной международной политики в том, что, несмотря на серьезные противоречия нормам взаимодействия государств, после каждого конфликта она продолжает следовать заданным курсом, будто ничего особенного не произошло.
- Единственный выход тупика - создание новой инфраструктуры взаимодействия государств и радикальное изменение системы международного права с учетом изменившихся силовых возможностей стран, их интересов и ценностей.
- Ядерное оружие снизило вероятность совершения революций, а также появления личностей, чьи действия помогли бы демонтировать устаревшую инфраструктуру, чтобы построить новую систему отношений между странами.
- Современное состояние мира характеризуется всеобщим ожиданием изменений - чуда или трагедии, которые принесут избавление от накопленных проблем, на наступление которых, однако, никто не может или не хочет повлиять.
«Что не так с расхожим пониманием внешнеполитического опыта Китая»-статья В.Б.Кашина для еженедельного журнала «Профиль» (30.03.2021)
В.Б.Кашин, замдиректора ЦКЕМИ, в статье анализирует внешнюю политику Китая со времен холодной войны и развитие его отношений с СССР и США.
Основные идеи:
- Понимание Китая как страны, отказавшейся от внешнеполитической активности в пользу внутреннего развития- не более чем миф, значительно упрощающий реалии китайской внешней политики;
- Во время холодной войны Китай не только проводил экономические реформы, но и активизировал своё участие в внешней политике, выступая против СССР и союзников: активно работал над новыми типами стратегических вооружений, и сыграл важную роль в афганской войне, являясь одним из главных источников поддержки антисоветского сопротивления;- Нормализация советско-китайских отношений, начавшаяся ещё в 1980-х, стала следствием усталости от конфликта обеих сторон;
- США также были вынуждены искать компромисс с КНР на фоне их катастрофического поражения в Юго-Восточной Азии, которому Пекин активно способствовал.
- Восстановление сотрудничества происходило на китайских условиях. - Китай смог добиться полного международного признания и нормализовать отношения и с США, и с Москвой за счёт нанесения им военно-политических поражений;
- Китайская доктрина пассивной внешней политики являлась реакцией на распад СССР и кризис в отношениях с Западом;
- Целью такой политики, направленной на отказ от проявлений лидерства на международной арене, было стремление выиграть время для накопления сил; по вопросам, связанным с коренными интересами, Пекин не настроен на компромиссы и не пытался даже ограничивать свою активность;
- Цели концентрации на внутреннем развитии достигаются не односторонним отступлением или отказом от внешней политики, а за счет доведения издержек войны до неприемлемого для противника уровня.
«Фоторобот глобальной Британии» - статья С.А. Шеина на сайте Российского совета по международным делам (РСМД) (30.03.2021)
На сайте Российского совета по международным делам (РСМД) опубликована статья научного сотрудника ЦКЕМИ, С.А.Шеина, в которой он прокомментировал опубликованный документ «Глобальная Британия в эпоху конкуренции: комплексный обзор безопасности, обороны, развития и внешней политики».
Основные идеи :
- Концептуальная новизна документа: разворот курса на ядерное разоружение, модернизация вооруженных сил и «поворота» к Индо-Тихоокеанскому региону (ИТР).
- Не произошло главного: детального описания «глобальной Британии» для ее практического воплощения.
- Британия должна расцвести как «научно-технологическая сверхдержава» и «ответственная демократическая кибердержава».
- Глобальная роль Британии – защита и поддержка открытых экономик и обществ, но национальный суверенитет и национальная безопасность — приоритеты внешней политики. Но вопрос определения конкретного места Британии в сегодняшнем миропорядке остается открытым.
- В отношении ЕС стала видна «некоторая британская пренебрежительность». · За пределами «трех связанных кругов», предложенных еще У. Черчиллем (Содружество и Империя, США и Объединенная Европа) в новой картине мира Британии обитают отрицательные персонажи — Китай и Россия.
- На протяжении всего документа прослеживается сочетание трезвого взгляда на вещи и глобальных амбиций, не подкрепленных ресурсами.
Европа начинает платить за надменность" - статья Т.В. Бордачёва на страницах деловой газеты "Взгляд" (25.03.21).
В статье Т.В. Бордачёв, научный руководитель ЦКЕМИ, сравнивает взаимоотношения Европы с Россией и Китаем, а также анализирует последствия текущего внешнеполитического поведения Евросоюза.
Основные идеи:
- Отказ от проведения в рамках саммита стран Евросоюза дискуссии по вопросу стратегического сотрудничества с Россией - мудрое решение, поскольку так Европе удалось избежать негативных последствий от увеличения давления на Москву.
- Текущее состояние российско-европейских отношений - неразрешимая задача для европейских лидеров, несмотря на то, что практические вопросы с отдельными странами Россия решает успешно.
- До последнего времени Европа в отношениях с Россией могла позволить себе практически все за исключением прямой агрессии, не опасаясь последствий.
- Несмотря на масштабное экономическое сотрудничество с европейскими странами, Китай, в отличие от России, готов более жестко реагировать на попытки западных партнеров оказать давление на КНР.
- В настоящее время Европа реализует более агрессивную внешнюю политику, не принимая ответственность за последствия от своих поступков и резких высказываний по отношению к внешним партнерам.
- Внешнеполитические действия Европы кажутся хаотичными, а пытаться проследить за ними четкую стратегию становится бессмысленно, однако Россия продолжает быть строгой, но великодушной по отношению к европейским партнерам.
«Показательные намерения: ребус СВПД при новой американской администрации» - статья А.Б. Лихачёвой для МДК «Валдай» (18.03.2021)
А.Б. Лихачёва, директор ЦКЕМИ, опубликовала на сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» статью, в которой представила свой взгляд о перспективах СВПД, а также о проблемах, с которыми столкнулась администрация Байдена при взаимодействии с Ираном.Ключевые идеи:
- Джозеф Байден соблюдает свои предвыборные заявления о пересмотре политики США в отношении Ирана, однако план по возращению США в СВПД отсутствует, как и четкая позиция Тегерана в отношении устойчивости сделки.
- Для США вопрос о возвращении в ядерную сделку с Ираном важен с политической точки зрения, а остальным участникам сделки с экономической.
- Иран ждет компенсации от других участников по ядерной сделке, хотя сам Тегеран в это время сокращает свои обязательства по СВПД, в том числе из-за экономических обстоятельств.
- Возможно США пережидают год выборов в Иране, когда к власти могут прийти консервативные силы, что явно не послужит стимулом для улучшения отношений.
- США готовы вернуться на прошлый уровень, отменив санкции «трамповского наследия», что значительно облегчит Ирану торговлю и сотрудничество с другими странами.
- Ожидать возвращения множества европейских компаний на иранский рынок не стоит, потому что издержки европейского бизнеса по третьей релокации производств в условиях кризиса очень высокие.- Новая сделка в духе СВПД поможет иранской экономике немного «вздохнуть», а внешним партнерам нарастить экспорт, но существенных эффектов на инвестиционный климат в Иране сделка не окажет.