В.В. Ермаков принял участие в Международном энергетическом форуме INTERENEF (23.07.2021)
В.В. Ермаков, эксперт ЦКЕМИ, принял участие в сессии "Diplomatic Energy Club-Croatia/EU Online. A picture frame for energy geopolitics in the 21st century", где обсудил новое видение развития ЕС на основе чистой энергии и климатической нейтральности до 2050 года.
Главные идеи:
· Уже неизбежное завершение строительства «Северного потока - 2» знаменует успех стратегии России по минимизации рисков транзита через третьи страны.
· Эта стратегия проистекает из фундаментальных изменений в географии поставок российского газа и новой конфигурации российских трубопроводов, которые соединяют новые производственные мощности на Ямале с целевым рынком Германии по кратчайшему маршруту через северные регионы России и через Северный регион.
· Снижение добычи газа на унаследованных от России месторождениях в Надым-Пур-Тазе и старение трубопроводной инфраструктуры, ведущей в Украину, создают ограничения для будущих транзитных потоков через Украину.
· Характеристика «Северного потока - 2» как «избыточного» трубопровода не учитывает эти важные факты и приводит к ложным ожиданиям относительно будущей роли украинского транзита.
«Украина и возможность рационального поведения» - статья Т.В. Бордачева для международного дискуссионного клуба «Валдай» (21.07.2021)
Научный руководитель ЦКЕМИ Т.В. Бордачев проанализировал статью Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» в материале на сайте МДК "Валдай".
Ключевые идеи:
· Страны-соседи должны себя вести рационально собственному положению и учитывать интересы России, так как она сильнейший игрок на данном геополитическом пространстве.
· Поведение государств может быть нерациональным во время внутренних кризисов или из-за исторического опыта.
· Негативное проявление исторического опыта в отношениях между РФ и странами постсоветского региона проявляется в присутствии национальных диаспор в России, рентоориентированном поведении стран и восприятии России в качестве метрополии.
· Более требовательная политика к соседям, снижение роли этического фактора и смена поколений поспособствуют изменению восприятия России в регионе.
«Не только Центральная Азия (интересует Россию в связи с Афганистаном)» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Россия в глобальной политике» (16.07.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье рассуждает о том, какие вызовы безопасности исходят из сегодняшней ситуации в Афганистане для России и Центральной Азии в целом.
Ключевые идеи:
· «Как могут изменения в Афганистане после эвакуации оттуда США угрожать России и ее соседям в Центральной Азии?» - основной вопрос, который стал поводом для обеспокоенности Москвы.
· С точки зрения российского геополитического положения и силовых возможностей положение дел на границе Афганистана и стран Центральной Азии не является фундаментальным сюжетом.
· «Радикальный режим в Афганистане может угрожать России, только если она сама столкнётся с внутренними проблемами, сопоставимыми с сепаратизмом мусульманских регионов периода 1990-х годов».
· Новая реальность в Кабуле не является угрозой, а наоборот, имеет возможность отредактировать существующие форматы отношений с партнёрами – региональными, и не только.
· Из новых измерений афганской ситуации вероятна возможность усилить давление на универсалистское «Исламское государство», которое запрещено в России и несет угрозу для религиозных и светских национальных режимов.
Подведены итоги студенческих проектов с «Россотрудничеством»
В июле завершилась серия студенческих исследовательских проектов в рамках приоритетной научной темы «Международная гуманитарная политика в условиях глобальных трансформаций», осуществлявшаяся под руководством экспертов Факультета мировой экономики и мировой политики, Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и кураторов из ФА «Россотрудничество».
Состоялся экспертный семинар «Влияние американо-китайского декаплинга на КНР, Японию и РК»
13 июля 2021 г. на платформе Zoom состоялся экспертный онлайн семинар « «Влияние американо-китайского декаплинга на КНР, Японию и РК», в котором приняли участие около 80 экспертов и слушателей.
В ходе мероприятия ведущие специалисты по Китаю, Японии и Республике Корея оценили влияние американо-китайского экономического разъединения на страны Северо-Восточной Азии, а также определили инструментарий Пекина, Токио и Сеула по реагированию на новый глобальный вызов.Модератор: Королев А.С., к.п.н., научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ
Докладчики: Кашин В.Б., к.п.н., старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭКиреева А.А., к.п.н., научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД РФКирьянов О.В., к.и.н., кореевед
Дискуссант: Лексютина Я.В., д.п.н., профессор кафедры американских исследований Факультета международных отношений СПбГУ
Аналитический бюллетень по территориальному конфликту в Южно-Китайском море
Научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Королев А.С. и доцент, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Стрельникова И.А. подготовили аналитический бюллетень, посвященный анализу ситуации в Южно-Китайском море спустя 5 лет после вынесения вердикта Гаагским трибуналом о незаконности китайских притязаний на спорные территории в ЮКМ.
Экспертный комментарий Д.В. Суслова о санкционной политике США для "Известий" (08.07.21)
Д.В. Суслов, зам. директора ЦКЕМИ, дал экспертный комментарий МИЦ "Известия" о возможных изменениях в санкицонной политике США при Дж. Байдене.
Ключевые идеи:
● Отмена Байденом санкций против оператора "Северного потока-2" и его руководителя вызвала серьезное сопротивление со стороны конгресса, и там уже обсуждается возможность возвращения этих санкций через закон.
● Для новой администрации на первом месте стоит консолидация Запада, США и Евросоюза и большая координация санкционной политики. Так что если ЕС не будет поддерживать какие-либо ограничения, то, скорее всего, Байден не будет их вводить.
● Байден будет, скорее всего, ограничивать вторичные американские санкции, те, которые бьют по их партнерам, нарушающим первичные санкции США, что может снизить эффект от антироссийских санкций.
"Почему для России мораль важнее выгоды" - статья Т.В. Бордачева в деловой газете "Взгляд" (12.07.2021)
Научный руководитель ЦКЕМИ, Т.В. Бордачев о переговорах Москвы с представителями движения «Талибан» для деловой газеты "Взгляд".
Ключевые идеи:
● Переговоры в Москве с представителями движения «Талибан» были правильным решением, так как создали дополнительную возможность уладить дела в Афганистане миром.
● Этические представления талибов могут не совпадать с российскими, но пока война не объявлена, разговор с ними является моральным долгом российского государства.
● Новое состояние международной политики позволяет каждому поступать так, как подсказывает выгода, разум и совесть: США уходят из Афганистана, Китай не вмешивается, а Россия хотя и могла бы отгородиться от потенциально опасного региона, но исполняет свои обязательства амой сильной в военном отношении страны Евразии.
● В возникающей вокруг Афганистана международной ситуации России будет необходимо сохранить баланс между своими интересами и моральным долгом в отношении соседей.
Экспертный комментарий А.Б.Лихачевой телеканалу CBC TV Azerbaijan (06.07.21)
Директор ЦКЕМИ А.Б. Лихачева приняла участие в эфире телеканала CBC TV Azerbaijan, посвященному видеоконференции Германии, Китая и Франции.
А.Б. Лихачева прокомментировала итоги переговоров стран ЕС и Китая, готовность Франции, Германии и Китая работать над преодолением разногласий между ЕС И Пекином и важность результатов переговоров для Азербайджана.
"Гаагский трибунал Пекину не указ" - статья А.С. Королева о пятилетии решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю для Независимой газеты (12.07.21)
А.С. Королев, научный сотрудник ЦКЕМИ, опубликовал в Независимой газете статью, посвященную пятилетию "исторического" решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю.
Ключевые идеи:
- "историческое" решение в действительности оказалось пустышкой;
- после 2016 года отдельные страны АСЕАН перешли к открытой критике действий Китая в Южно-китайском море;
- обсуждаемый Кодекс поведения сторон в ЮКМ также может оказаться пустышкой, т.к. не рассматривается сторонами в качестве инструмента разрешения территориальных споров или вопросов делимитации морских пространств;
- отсутствие изменений в вопросе ЮКМ устраивает Китай.