• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Состоялся экспертный семинар по политике США в Азии

26 января 2021 г. Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ провел экспертный онлайн-семинар на тему «После Трампа: какой будет политика США в Азии?». В мероприятии приняло участие более 100 человек, слушатели из стран СНГ, Китая, Вьетнама и ряда других стран. Мероприятие также привлекло внимание зарубежных СМИ. Эксперты обсудили основные контуры будущей политики администрации нового президента США Джозефа Байдена в Азии, специфику развития
отношений и основные направления в диалоге с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией и АСЕАН.

Экспертный семинар  подготовлен при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2021 году «Ruletaking vs rulemaking: новые институты в «новой» Азии»

В мероприятии приняли участие:

Модератор:

Канаев Е.А., д.и.н., заместитель руководителя Департамента зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ.

Участники дискуссии:

Кашин В.Б., к.п.н., заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.

Нелидов В.В., к.и.н., старший преподаватель кафедры востоковедения МГИМО МИД РФ, научный сотрудник Центра японских исследований ИВ РАН.

Асмолов К.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра Корейских исследований ИДВ РАН.

Куприянов А.В., к.и.н., старший научный сотрудник Сектора международных организаций и глобального политического регулирования Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН.

Королев А.С., к.п.н., заместитель заведующего Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.

 

Ключевые идеи:

1. Ожидания Азии от администрации Байдена: дискуссии и акценты.

  • Приход Байдена не меняет суть китайско-американских отношений, поскольку в США сформировался двухпартийный консенсус относительно необходимости проведения политики сдерживания Китая;
  • Япония ожидает возвращения к нормальности и к более традиционным и институционализированным подходам к дипломатии;
  • Личность Байдена рассматривается неоднозначно в Индии. С одной стороны, он проявляет доброжелательный настрой в отношении страны и выступает за развитие сотрудничества с ней. С другой стороны, в Индии опасаются сохранения «привычки» США учить другие страны правам человека;
  • Саммит между Мун Чжэ Ином и Джо Байденом поможет активизировать совместные усилия Республики Корея и США по установлению мира и стабильности на Корейском полуострове;
  • АСЕАН ожидает восстановления многосторонности в политике США в Азии, а также признание Вашингтоном центральной роли Ассоциации.

2. Американские альянсы и инициатива Индо-Тихоокеанский регион, формирующиеся в азиатской повестке Байдена.

  • Для Китая актуальной проблемой в контексте прихода новой администрации США станет возможное размещение в Северо-Восточной Азии американских ракет средней дальности;
  • Япония продолжит развивать сотрудничество с США в военной сфере и укреплять собственный военный потенциал в тесной связке с США. Цель: парирование угроз, исходящих от Китая;
  • ·В Индии рассчитывают на то, что Байден будет активно сотрудничать с Индией и задействовать ее в полу-неформальных альянсах.
  • С учетом строительства сложной сети союзников и партнеров против Китая, администрация Байдена может поставить Сеул на сторону США более принципиальными и изощренными способами, чем администрация Трампа;
  • Отсутствуют предпосылки для фундаментальных изменений стратегии Индо-Пацифики в отношении АСЕАН. Ожидается укрепление союзнических отношений и рост институционализации между США и Таиландом и Филиппинами. 

3. США и Азиатско-Тихоокеанское многостороннее экономическое сотрудничество от Трампа к Байдену.

  • Последние действия США подрывают ряд ключевых программ производства и производственных цепочек, которые связывали Китай с ведущими странами;
  • Ключевой интерес Японии в том, чтобы не оказывать излишнее давление на Китай. Япония будет стараться развивать экономические связи с Китаем и продвигать многосторонние инициативы, в которых может принять участие Китай;
  • Победа Джо Байдена, который намерен вернуться к многосторонности в торговле и возродить американскую экономику, может оказать положительное влияние на экономику РК, которая зависит от мировой торговли и американского рынка, в частности: 15% южнокорейского экспорта составляют поставки в США;
  • Подписание ВРЭП используется как инструмент для адаптации к существующим торговым и санкционным войнам и восстановления нарушившихся цепочек добавленной стоимости;

4. Возможна ли консолидирующая повестка сотрудничества? Что может предложить региону администрация Байдена?

  • В условиях напряженных отношений США считают необходимым создание канала связи по военной линии (как в случае с диалогом с Россией), так как это позволит избежать опасных кризисов;
  • Несмотря на то, что в случае эскалации отношений между США и Китаем, Япония будет вовлечена в это противостояние, сама по себе страна не заинтересована в усилении конфликта с КНР;
  • Индию устроит любая политика США в регионе, если в нее буду включены такие пункты, как доминирование Индии в Индийском океане, подтверждение важной роли АСЕАН, невмешательство во внутреннюю политику, отказ от формального альянса с США;
  • В Республике Корея все меньше надежд на консолидирующую повестку сотрудничества, что вызвано последовательной деградацией американо-китайских отношений;
  • АСЕАН заинтересована в продвижении климатической повестки, совместной борьбе с традиционными и нетрадиционными угрозами безопасности.

Видео-запись экспертного семинара доступна по ссылке