• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертиза

Иллюстрация к новости: Большое интервью Д.В. Суслова о роли России на политической мировой арене, шансах и рисках во взаимоотношениях с ЕС и США в журнале «Ваши новости» (23.03.2021)

Большое интервью Д.В. Суслова о роли России на политической мировой арене, шансах и рисках во взаимоотношениях с ЕС и США в журнале «Ваши новости» (23.03.2021)

Д.В. Суслов, зам. директора ЦКЕМИ, дал большое интервью в журнале «Ваши новости», в которой представил свое видение о роли России на политической мировой арене, шансах и рисках во взаимоотношениях с ЕС и США.
Ключевые идеи:
- Необходимо корректировать политику в фундаментально меняющихся условиях, которые можно сегодня наблюдать.
- Российско-западные отношения носят конфронтационный характер и будут такими оставаться в ближайшей перспективе.
- Существует стремление ослабить Россию, ослабить ее внешнеполитическое влияние, подорвать экономическое развитие, ее внутриполитический режим и стабильность.
- Необходимо пошагово менять зависимость России от Запада: импортозамещение, дедолларизация, создание альтернативных платежных систем, меньшая зависимость от SWIFT, от доллара, от импорта западных технологий и прочее.
- Динамичный поворот на Восток в сторону Китая – полная противоположность отношений с европейскими странами.
- Вакцины от коронавируса стала не причиной, а дополнительным кейсом для обострения конкуренции с Западом.
- Последние несколько лет повысилась угроза непреднамеренной войны, непреднамеренного военного столкновения между Россией и Соединенными Штатами и странами НАТО.
- Для улучшения отношений Евросоюз и США должны начать воспринимать Россию как равноправного сильного игрока.

Иллюстрация к новости: «Опыты Франкенштейна» - статья В.В. Ермакова на сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» (18.03.2021)

«Опыты Франкенштейна» - статья В.В. Ермакова на сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» (18.03.2021)

В.В. Ермаков, эксперт ЦКЕМИ, опубликовал на сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» статью "Опыты Франкенштейна", представляя свое видение существующих проблем в европейской зеленой политике.
Ключевые идеи:
- Амбициозные цели Европы в достижении углеродной нейтральности к 2050 году не могут быть достигнуты только с помощью экономических инструментов («пряника»), так как требуют активного государственного вмешательства («кнута»).
- Трансграничный коррекционный углеродный механизм (CBAM) напоминает по своей сути протекционистский торговый тариф, в связи с чем ЕС настаивает, что цели данного тарифа исключительно благие, защищаясь от возможных исков по поводу нарушения правил ВТО.
- Климатическая повестка в Европе является лишь прикрытием и защитой интересов конкретных политических и промышленных групп, то есть не руководствуется лишь заботой о климате.
- Россия после распада СССР и снижения доли тяжелой промышленности в экономике резко сократила выбросы СО2, выполнив практически свои обязательства в рамках глобальных климатических соглашений, учитывая что Евросоюз начал бороться с выбросами лишь с середины 2000-х годов.
- В период с 2006 по 2019 годы количество выбросов СО2 в Евросоюзе уменьшилось на 22%, но это связано с закрытием многих грязных и неконкурентоспособных производств, а также с огромными вливаниями в ВИЭ, чем с успехами политики торговли выбросами.
- Для того, чтобы CBAM соответствовал правилам ВТО необходимо ликвидировать возможность «продажи индульгенций» собственным производителям, которые освобождаются от выплат за выбросы СО2.
- Плохо продуманная экономическая политика, основанная на идеологических догмах, может привести к политическим вызовам, как протесты «желтых жилетов» во Франции. 

Иллюстрация к новости: "Испытание свободой" - статья Т.В. Бордачева на портале международного дискуссионного клуба "Валдай" (22.03.21)

"Испытание свободой" - статья Т.В. Бордачева на портале международного дискуссионного клуба "Валдай" (22.03.21)

Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, опубликовал статью, посвященную периоду становления стран - бывших членов СССР, формированию их субъектности на мировой арене, а также о влиянии западных государств.
Основные идеи:
- Тридцатилетний период самостоятельного развития стран, возникших после распада СССР, достаточен для оценивания результатов. На данный момент процесс взросления завершен, впереди - самостоятельное будущее.
- Зависимость Латвии, Литвы и Эстонии от НАТО не позволяет воспринимать их вне контекста взаимодействия России с западными странами. В то же время Грузия, Белоруссия и Украина находятся в пограничном состоянии.
- Пример Армении, Грузии, Молдавии и Украины демонстрирует, что при помощи коллективных западных институтов можно добиться стабилизации лишь тех государств, что непосредственно становятся их частью.
- Способность стран - бывших членов СССР к построению независимой государственности в значительной степени была заложена еще в годы существования Союза. 
- Несмотря на укрепляющуюся независимость и обособленность от соседей, Россия и дальше будет чувствовать большую ответственность за поддержание мира и строго следить за отсутствием угроз для своих интересов в области безопасности.

Иллюстрация к новости: «России нужны не контрсанкции, а санкции» - статья Т.В. Бордачева в деловой газете «Взгляд» (19.03.2021)

«России нужны не контрсанкции, а санкции» - статья Т.В. Бордачева в деловой газете «Взгляд» (19.03.2021)

Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, опубликовал на сайте деловой газеты "Взгляд" статью "России нужны не контрсанкции, а санкции", представляя свое видение ответа России на санкционное давление со стороны США и Евросоюза.
Ключевые идеи:
- США и Евросоюз постоянно угрожают России новыми санкциями, однако к этим мероприятиям все уже начинают привыкать, а также они не несут никакой реальной угрозы.
- Оборонительная стратегия в ответ на санкции США и Евросоюза – это удел слабых и неуверенных в своих силах, так как такие страны надеются в ближайшем будущем вернуться к «хорошим» отношениям с Вашингтоном и Брюсселем, но только в их понимании этого слова, но этот путь не подходит ни для России, ни для Китая.
- Если Россия капитулирует перед санкционным давлением с Запада, то это будет означать ликвидацию государственности в политическом и территориальном смысле.
- Оборонительный подход в отношении западных санкций является логичным с точки зрения экономических игроков, потому что санкции вредят бизнесу, но он ошибочный, так как нет ни одного примера ослабления противника только через оборону.
- Встречные агрессивные меры России в ответ на санкции США и Евросоюза не смогут нанести им неприемлемого экономического ущерба, но отказ от таких действий может поставить страну в заведомо проигрышное положение.
- Либеральный мировой порядок в экономической сфере заменила жесткая силовая борьба держав, поэтому в этой борьбе пассивное поведение может означать, что держава заранее признала свое собственное поражение.

Иллюстрация к новости: Д. В. Суслов о вероятности проведения дискуссии в прямом эфире между лидерами США и России - экспертный комментарий для информационного агентства ТАСС (19.03.21).

Д. В. Суслов о вероятности проведения дискуссии в прямом эфире между лидерами США и России - экспертный комментарий для информационного агентства ТАСС (19.03.21).

Д.В. Суслов, зам. директора ЦКЕМИ, прокомментировал инициативу российского лидера, предположив, что Джо Байден ответит отказом на предложение президента России Владимира Путина.
Ключевые идеи:
- Отказ Джо Байдена от дебатов неминуем, поскольку согласие будет противоречить природе американцев, привыкших играть по своим правилах, а не следовать чужим.
- Инициатива Владимира Путина - беспроигрышный шаг, ставящий президента США в невыгодное положение.
- Российский лидер знаком с тематикой российско-американских отношений и изначально находится в выигрышном положении, в то время как Джо Байден не готов к дискуссии.
- Маловероятно, что в течение президентства Байдена диалог между Вашингтоном и Москвой будет налажен, более реалистичной представляется минимизация прямых контактов и отказ от поиска возможности позитивного сотрудничества со стороны России.

Иллюстрация к новости: Вызовы и риски России. "Ленский клуб" о проявлении интереса неарктических государств к Арктике в журнале «ЯСИА» (19.03.2021)

Вызовы и риски России. "Ленский клуб" о проявлении интереса неарктических государств к Арктике в журнале «ЯСИА» (19.03.2021)

Эксперты «Ленского клуба», в их числе Д.В. Суслов, зам. директора ЦКЕМИ, в статье « Вызовы и риски России» для журнала «ЯСИА» представили свой взгляд на проявление интереса неарктических государств к Арктике.
Основные идеи:
- России необходимо продвигать новаторский подход к повестке дня в Арктике.
- В результате изменений климата и геополитических перемен в мире управление Арктическим регионом вызывает все большую заинтересованность неарктических государств.
- Управление Арктикой должно оставаться за арктическими странами.

Иллюстрация к новости: Комментарий Л.М. Сокольщика для ИА "Regnum" (19.03.21)

Комментарий Л.М. Сокольщика для ИА "Regnum" (19.03.21)

Научный сотрудник ЦКЕМИ Лев Сокольщик прокомментировал для ИА "Regnum" перспективы санкционной политики США против России.
Среди основных тезисов специалиста можно отметить следующие:
∙ Ослабление позиций США в мире и системный внутриполитический кризис побуждают американцев к резким и агрессивным действиям на мировой арене.
∙ Санкции можно рассматривать как инструмент принуждения и вмешательства во внутриполитические дела России.
∙ США являются самыми активными инициаторами санкций в мире.
∙ При любом раскладе политических сил в Штатах давление в отношении России в обозримой перспективе точно продолжится.
∙ Политика санкций останется или на прежнем уровне активности, или усилится – свет в конце туннеля пока не проглядывается.
∙ Риск введения санкций против государственного долга России на текущем этапе, даже с учетом открытой конфронтации со стороны США, можно оценить как умеренный.
∙ Наиболее вероятно дальнейшее ужесточение санкций против российских частных лиц, организаций средней руки, предприятий оборонки.

Иллюстрация к новости: Меры интеграционных объединений по борьбе с пандемией коронавируса

Меры интеграционных объединений по борьбе с пандемией коронавируса

Авторский коллектив ЦКЕМИ НИУ ВШЭ – Королев А.С., Белоус Ю.А., Жиенбаев М.Б. и Палачанин И.А. подготовили англоязычный аналитический бюллетень, посвященный основным механизмам четырех интеграционных объединений – ЕС, ЕАЭС, АСЕАН и МЕРКОСУР по противодействию пандемии COVID-19.

Иллюстрация к новости: Экспертный комментарий Д.В.Суслова о войне в Сирии для “Lenta.ru” (15.03.2021)

Экспертный комментарий Д.В.Суслова о войне в Сирии для “Lenta.ru” (15.03.2021)

Д.В.Суслов, зам.директора ЦКЕМИ, в комментарии для “Lenta.ru” поделился своим мнением о роли России и США в Сирийском конфликте.
Ключевые идеи:
- страны Европы, Ближнего Востока и США не ожидали, что Москва окажет успешную поддержку официальному Дамаску;
- одна из главных целей США в этой войне – сирийская нефть, поэтому ни президент Джо Байден, ни его преемник не будут выводить войска и продолжат спонсировать оппозиционные группировки;
- основное препятствие для прекращения войны – это фактор нахождения в регионе третьих сил, а именно США, поскольку именно они дают Турции стимулы для сохранения собственного присутствия;
- провинция Идлиб –другая серьезная проблема, ведь большая часть ее все еще находится под контролем вооруженной оппозиции.

Иллюстрация к новости: «Китайский успех в борьбе за Европу» - статья В.Б. Кашина и А.А. Зайцева в журнале «Россия в глобальной политике» (17.03.2021)

«Китайский успех в борьбе за Европу» - статья В.Б. Кашина и А.А. Зайцева в журнале «Россия в глобальной политике» (17.03.2021)

В.Б. Кашин, зам. директора ЦКЕМИ, и А.А. Зайцев, научный сотрудник ЦКЕМИ, опубликовали на сайте журнала «Россия в глобальной политике» статью «Китайский успех в борьбе за Европу, в которой дали комментарии о недавнем экономическом соглашении ЕС и Китая.
Ключевые идеи:
- Несмотря на политические трудности, Пекин смог мобилизовать усилия для заключения Всеобъемлющего инвестиционного соглашения (ВИС) с Евросоюзом, которое обозначило границы американского влияния на Европу в вопросах связей с КНР и создало благоприятный фон для дальнейшего развития китайско-европейских отношений.
- Китай – один из наиболее закрытых и зарегулированных рынков с точки зрения доступа для прямых иностранных инвестиций.
- ВИС призвано сгладить дисбаланс в условиях доступа и обеспечить единообразные правила инвестиционного регулирования и разрешения споров.
- ВИС заменит и расширит 26 существующих двусторонних инвестиционных соглашений (ДИС) о поощрении и защите инвестиций между Китаем и государствами – членами ЕС.
- Рынок КНР существенно приоткрывается для европейских инвестиций, в то время как европейский для КНР и так достаточно открыт.