"Почему для России мораль важнее выгоды" - статья Т.В. Бордачева в деловой газете "Взгляд" (12.07.2021)
Научный руководитель ЦКЕМИ, Т.В. Бордачев о переговорах Москвы с представителями движения «Талибан» для деловой газеты "Взгляд".
Ключевые идеи:
● Переговоры в Москве с представителями движения «Талибан» были правильным решением, так как создали дополнительную возможность уладить дела в Афганистане миром.
● Этические представления талибов могут не совпадать с российскими, но пока война не объявлена, разговор с ними является моральным долгом российского государства.
● Новое состояние международной политики позволяет каждому поступать так, как подсказывает выгода, разум и совесть: США уходят из Афганистана, Китай не вмешивается, а Россия хотя и могла бы отгородиться от потенциально опасного региона, но исполняет свои обязательства амой сильной в военном отношении страны Евразии.
● В возникающей вокруг Афганистана международной ситуации России будет необходимо сохранить баланс между своими интересами и моральным долгом в отношении соседей.
"Гаагский трибунал Пекину не указ" - статья А.С. Королева о пятилетии решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю для Независимой газеты (12.07.21)
А.С. Королев, научный сотрудник ЦКЕМИ, опубликовал в Независимой газете статью, посвященную пятилетию "исторического" решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю.
Ключевые идеи:
- "историческое" решение в действительности оказалось пустышкой;
- после 2016 года отдельные страны АСЕАН перешли к открытой критике действий Китая в Южно-китайском море;
- обсуждаемый Кодекс поведения сторон в ЮКМ также может оказаться пустышкой, т.к. не рассматривается сторонами в качестве инструмента разрешения территориальных споров или вопросов делимитации морских пространств;
- отсутствие изменений в вопросе ЮКМ устраивает Китай.
«Консолидацию Запада на антироссийском настрое никто не отменял» - Д.В. Суслов в программе «Мнение эксперта» Фонда Горчакова (01.07.2021)
Д. В. Суслов, заместитель директора ЦКЕМИ, прокомментировал учения НАТО в Черном море в интервью Фонду Горчакова.
Ключевые идеи:
● Хотя учения “Sea Breeze” играют важную роль в укреплении партнерства Украины с НАТО, но ни о каком полномасштабном вступлении речи не идет, НАТО не хочет предоставлять Украине гарантии безопасности.
● Одна из целей проведения учений - провоцирование России на ответные шаги с целью поддержания напряженности на российских границах и осуществления политики сдерживания России.
● России необходимо поддерживать достаточный уровень сил концентрации боеспособности на черноморском направлении и адекватно, но не сверхагрессивно реагировать на подобные провокации.
● Наращивание военного присутствия НАТО в Центральной и Восточной Европе, в частности, в Черноморском регионе, может привести к непреднамеренному военному конфликту, который может вызвать острейший политический кризис.
"США стремятся, чтобы страны Центральной Азии ориентировались на Дели" - интервью Д.В.Суслова в эфире радио "Вести FM" (02.07.2021)
Д. В. Суслов, заместитель директора ЦКЕМИ, в эфире радио "Вести FM" прокомментировал вывод войск США из Афганистана.
Ключевые идеи:
● Если США удастся создать постоянное военное присутствие в Центральной Азии, это станет мощнейшим фактором их геополитического влияния в соответствующем регионе для противодействия одновременно и России, и Китаю.
● США ориентируют страны Центральной Азии на юг, в сторону Индии и Пакистана, так как Индия уже стала ключевым партнёром Штатов в этом регионе в рамках противодействия Китаю, и США стремятся, чтобы страны Центральной Азии ориентировались на Дели.
Ситуационный анализ «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации: международное сотрудничество и национальные задачи» (01.07.2021)
1-го июля был проведен ситуационный анализ по теме «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации: международное сотрудничество и национальные задачи». Мероприятие было организовано ЦКЕМИ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и прошло при участии представителей власти, научного и делового сообщества (в т.ч. представителей компаний ГМК «Норникель», ПАО «Северсталь», ОАО «РЖД», ГК «Росатом» и др.).
В рамках мероприятия состоялось две сессии. Первая сессия была посвящена оценке рисков и возможностей для российского бизнеса, деловому измерению международного сотрудничества в Арктике, в частности российскому председательству в Арктическом совете (АС) и Арктическом экономическом совете (АЭС). В рамках второй сессии участники обсудили постановку конкретных задач и рекомендаций по использованию возможностей и снижению рисков для обеспечения устойчивого и динамичного развития АЗ РФ.
Развитие энергетики КНР в период 14-ой пятилетки – седьмой доклад новой аналитической серии ЦКЕМИ
Представляем седьмой материал "Развитие энергетики КНР в период 14-ой пятилетки" в новой серии аналитических записок ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, посвященных актуальным вопросам развития Китая. Руководитель проекта - В.Б. Кашин, зам. директора, заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.
В данной аналитической записке рассматриваются китайские планы и экспертные оценки политики в области энергетики в период 14-ой пятилетки.
Д.В. Суслов о возможности введения новых санкций ЕС против России для информационного агентства "Тасс" (06.07.2021)
Заместитель директора ЦКЕМИ, Д.В. Суслов прокомментировал для "ТАСС" заявление главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля о намерении подготовить варианты новых ограничений против России.
Ключевые идеи:
● Постепенное введение все новых и новых санкций со стороны ЕС в обозримой перспективе неизбежно, потому что остаются фундаментальные противоречия между Россией и ЕС.
● Нет никаких предпосылок в ближайшем будущем для стабилизации отношений, ввиду жесткого противодействия со стороны Польши, стран Балтии и некоторых других государств.
● Постепенное санкционное давление - это новое состояние отношений России с Западом.
● Скорее всего, будут точечные персональные санкции против некоторых российских высокопоставленных чиновников, бизнесменов и компаний, но и введение губительных для торгово-экономических отношений секторальных ограничений возможно ( в случае прямого столкновения между Россией и одной из стран НАТО).
● При этом санкции на сегодняшний день не привели к изменению политики РФ, и многие в ЕС заявляют, что санкционную политику необходимо корректировать, но отказаться от санкций Евросоюз при этом не может.
● ЕС по-прежнему исходит из того, что в долгосрочной перспективе Россия все-таки изменит свою внутреннюю и внешнюю политику и Евросоюзу надо только ждать и содействовать этому.
Доклад А.А. Зайцева и О.А. Клочко о производительности труда в регионах России на международной конференции западной экономической ассоциации США (30.06.2021)
30 июня 2021 г. зам. зав. сектора международно-экономических исследований ЦКЕМИ к.э.н. А. А. Зайцев совместно с доцентом факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ к.э.н. О.А. Клочко и студентом магистратуры ФМЭиМП Э.Ю. Сиротиным представили результаты исследования «New approach for aggregated labor productivity comparisons: accounting for structural differences. The Russian regions case» на международной онлайн конференции западной экономической ассоциации (The Western Economic Association International Virtual 96th Annual Conference).
Работа над проектом выполняется при поддержке факультетского гранта ФМЭиМП НИУ ВШЭ.
"Когда сближение Китая и России станет выгодным их противникам?" - статья Т.В. Бордачева на сайте журнала "Россия в глобальной политике" (01.07.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, проанализировал новый международный порядок, проблему сближения России и Китая и реакции США на это.
Ключевые идеи:
● Совместные заявления участников саммитов «Большой семёрки» и НАТО в июне 2021 г. олицетворили признание того, что либеральный мировой порядок закончился и на смену ему пришла новая эпоха.
● Возрастающая координация внешнеполитических стратегий Китая и России – естественная реакция на давление государств Запада. При этом отношения России и Китая основываются не только на взаимной поддержке в условиях нападок США и их союзников, но и ценностных вопросах.
● Поведение США (и в меньшей степени Европы) в отношении России и Китая можно объяснить неизбежностью китайско-российского сближения и невозможностью настроить одну из этих держав против другой. Более того с точки зрения реализма политика одновременного давления на Россию и Китай ни в каком оправдании не нуждается, и может оказаться верным решением.
● В случае дальнейшего сближения Россия и Китай столкнутся с рядом проблем: 1. Основание внешней политики обеих держав на философии институционального взаимодействия и нежелании разрушить институты, в которых доминирует Запад. 2. В долгосрочной перспективе китайско-российское сближение чревато напряжением. 3. Сближение позиций России и Китая по большинству вопросов приведёт к обострению антагонизма между ними, с одной стороны, и остальными великими, средними и даже малыми державами, с другой.
"Этическая революция и международная политика II. Руководство к действию" - статья Т.В. Бордачева для журнала "Россия в глобальной политике" (01.07.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, о культурной революции на Западе и о том, влияет ли она на международные отношения для журнала "Россия в глобальной политике".
Ключевые идеи:
● Происходящая на Западе «культурная революция», меняющая представления о естественном и противоестественном в природе человека, как-то скорректирует эгоистическую политику этих государств.
● Сейчас сами страны – победительницы в холодной войне находятся в состоянии серьёзных ценностных трансформаций, сравнимых по масштабу с эпохой Реформации в Европе. Пока силовое доминирование Запада в глобальном информационном и коммуникационном пространстве является абсолютным, и поэтому вся дискуссия приобретает международное измерение.
● Проникновением этического измерения в международную политику происходит в связи с её демократизации, так что в массовой международной политике усиливается фактор вопросов морали.
● Эти три фактора: интеграция этического измерения в силовое взаимодействие, демократизация международной политики и необходимость придать собственным ценностям институциональный характер на глобальном уровне, делают частную, в общем, проблему, гендера вопросом межгосударственных отношений.