«Показательные намерения: ребус СВПД при новой американской администрации» - статья А.Б. Лихачёвой для МДК «Валдай» (18.03.2021)
А.Б. Лихачёва, директор ЦКЕМИ, опубликовала на сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» статью, в которой представила свой взгляд о перспективах СВПД, а также о проблемах, с которыми столкнулась администрация Байдена при взаимодействии с Ираном.Ключевые идеи:
- Джозеф Байден соблюдает свои предвыборные заявления о пересмотре политики США в отношении Ирана, однако план по возращению США в СВПД отсутствует, как и четкая позиция Тегерана в отношении устойчивости сделки.
- Для США вопрос о возвращении в ядерную сделку с Ираном важен с политической точки зрения, а остальным участникам сделки с экономической.
- Иран ждет компенсации от других участников по ядерной сделке, хотя сам Тегеран в это время сокращает свои обязательства по СВПД, в том числе из-за экономических обстоятельств.
- Возможно США пережидают год выборов в Иране, когда к власти могут прийти консервативные силы, что явно не послужит стимулом для улучшения отношений.
- США готовы вернуться на прошлый уровень, отменив санкции «трамповского наследия», что значительно облегчит Ирану торговлю и сотрудничество с другими странами.
- Ожидать возвращения множества европейских компаний на иранский рынок не стоит, потому что издержки европейского бизнеса по третьей релокации производств в условиях кризиса очень высокие.- Новая сделка в духе СВПД поможет иранской экономике немного «вздохнуть», а внешним партнерам нарастить экспорт, но существенных эффектов на инвестиционный климат в Иране сделка не окажет.
«Криминальный ковид» - статья Ю.А. Белоус о социальных эффектах пандемии коронавируса в Бразилии на портале «VTimes»* (29.03.21)
Аналитик ЦКЕМИ Ю.А. Белоус опубликовала статью «Криминальный ковид» в интернет-издании “VTimes”*, где рассказала о социальных эффектах пандемии коронавируса в Бразилии.
* Издание «VTimes» включено Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР – шестой доклад новой аналитической серии ЦКЕМИ
Представляем шестой материал "Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР" в новой серии аналитических записок ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, посвященных актуальным вопросам развития Китая. Руководитель проекта - В.Б. Кашин, зам. директора, заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.
Данная аналитическая записка посвящена оценкам китайскими экспертами целей и приоритетных направлений развития, намеченных в рамках 14-ого пятилетнего плана социально-экономического развития Китая. Особое внимание уделяется комментариям экспертов о стратегии «двойной циркуляции» и конкретным предложениям депутатов ВСНП.
Экспертный комментарий Д.В. Суслова по поводу роста насилия в отношении азиатской диаспоры США для «Газеты.Ru» (21.03.2021)
Д.В.Суслов, заместитель директора ЦКЕМИ,дал экспертный комментарий для «Газеты.Ru» по поводу роста насилия в отношении азиатской диаспоры США
Ключевые идеи:
1. Пандемия лишь обострила антиазиатские настроения, которые возникли еще во время президентства Дональда Трампа и его антикитайской риторики;
2. Увеличению насилия в отношении лиц азиатского происхождения также способствовало обострение внутреннего американского общественно-политического кризиса и расовых противоречий;
3. Череда протестов в поддержку афроамериканцев привела, с одной стороны, к радикализации консервативных белых, которых большинство, а с другой - к насилию в отношении наименее защищенной части американского сообщества-азиатов;
4. Возможно, выход США из экономического кризиса и улучшение социально-экономической ситуации смогут сгладить проблему
5. Фундаментально решить ее можно будет только путём исправления общей ситуации в американском сообществе.
«Опыты Франкенштейна» - статья В.В. Ермакова на сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» (18.03.2021)
В.В. Ермаков, эксперт ЦКЕМИ, опубликовал на сайте международного дискуссионного клуба «Валдай» статью "Опыты Франкенштейна", представляя свое видение существующих проблем в европейской зеленой политике.
Ключевые идеи:
- Амбициозные цели Европы в достижении углеродной нейтральности к 2050 году не могут быть достигнуты только с помощью экономических инструментов («пряника»), так как требуют активного государственного вмешательства («кнута»).
- Трансграничный коррекционный углеродный механизм (CBAM) напоминает по своей сути протекционистский торговый тариф, в связи с чем ЕС настаивает, что цели данного тарифа исключительно благие, защищаясь от возможных исков по поводу нарушения правил ВТО.
- Климатическая повестка в Европе является лишь прикрытием и защитой интересов конкретных политических и промышленных групп, то есть не руководствуется лишь заботой о климате.
- Россия после распада СССР и снижения доли тяжелой промышленности в экономике резко сократила выбросы СО2, выполнив практически свои обязательства в рамках глобальных климатических соглашений, учитывая что Евросоюз начал бороться с выбросами лишь с середины 2000-х годов.
- В период с 2006 по 2019 годы количество выбросов СО2 в Евросоюзе уменьшилось на 22%, но это связано с закрытием многих грязных и неконкурентоспособных производств, а также с огромными вливаниями в ВИЭ, чем с успехами политики торговли выбросами.
- Для того, чтобы CBAM соответствовал правилам ВТО необходимо ликвидировать возможность «продажи индульгенций» собственным производителям, которые освобождаются от выплат за выбросы СО2.
- Плохо продуманная экономическая политика, основанная на идеологических догмах, может привести к политическим вызовам, как протесты «желтых жилетов» во Франции.
"Испытание свободой" - статья Т.В. Бордачева на портале международного дискуссионного клуба "Валдай" (22.03.21)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, опубликовал статью, посвященную периоду становления стран - бывших членов СССР, формированию их субъектности на мировой арене, а также о влиянии западных государств.
Основные идеи:
- Тридцатилетний период самостоятельного развития стран, возникших после распада СССР, достаточен для оценивания результатов. На данный момент процесс взросления завершен, впереди - самостоятельное будущее.
- Зависимость Латвии, Литвы и Эстонии от НАТО не позволяет воспринимать их вне контекста взаимодействия России с западными странами. В то же время Грузия, Белоруссия и Украина находятся в пограничном состоянии.
- Пример Армении, Грузии, Молдавии и Украины демонстрирует, что при помощи коллективных западных институтов можно добиться стабилизации лишь тех государств, что непосредственно становятся их частью.
- Способность стран - бывших членов СССР к построению независимой государственности в значительной степени была заложена еще в годы существования Союза.
- Несмотря на укрепляющуюся независимость и обособленность от соседей, Россия и дальше будет чувствовать большую ответственность за поддержание мира и строго следить за отсутствием угроз для своих интересов в области безопасности.
«России нужны не контрсанкции, а санкции» - статья Т.В. Бордачева в деловой газете «Взгляд» (19.03.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, опубликовал на сайте деловой газеты "Взгляд" статью "России нужны не контрсанкции, а санкции", представляя свое видение ответа России на санкционное давление со стороны США и Евросоюза.
Ключевые идеи:
- США и Евросоюз постоянно угрожают России новыми санкциями, однако к этим мероприятиям все уже начинают привыкать, а также они не несут никакой реальной угрозы.
- Оборонительная стратегия в ответ на санкции США и Евросоюза – это удел слабых и неуверенных в своих силах, так как такие страны надеются в ближайшем будущем вернуться к «хорошим» отношениям с Вашингтоном и Брюсселем, но только в их понимании этого слова, но этот путь не подходит ни для России, ни для Китая.
- Если Россия капитулирует перед санкционным давлением с Запада, то это будет означать ликвидацию государственности в политическом и территориальном смысле.
- Оборонительный подход в отношении западных санкций является логичным с точки зрения экономических игроков, потому что санкции вредят бизнесу, но он ошибочный, так как нет ни одного примера ослабления противника только через оборону.
- Встречные агрессивные меры России в ответ на санкции США и Евросоюза не смогут нанести им неприемлемого экономического ущерба, но отказ от таких действий может поставить страну в заведомо проигрышное положение.
- Либеральный мировой порядок в экономической сфере заменила жесткая силовая борьба держав, поэтому в этой борьбе пассивное поведение может означать, что держава заранее признала свое собственное поражение.
Меры интеграционных объединений по борьбе с пандемией коронавируса
Авторский коллектив ЦКЕМИ НИУ ВШЭ – Королев А.С., Белоус Ю.А., Жиенбаев М.Б. и Палачанин И.А. подготовили англоязычный аналитический бюллетень, посвященный основным механизмам четырех интеграционных объединений – ЕС, ЕАЭС, АСЕАН и МЕРКОСУР по противодействию пандемии COVID-19.
Сотрудники ФМЭиМП опубликовали труды в Международном научно-практическом сборнике "Водная драма в условиях глобальных трансформаций"
Сотрудники Факультета мировой экономики и мировой политики опубликовали материалы в Международном научно-практическом сборнике "Водная драма в условиях глобальных трансформаций", выпущенному Международной ассоциацией озерных регионов (МАОР) и Женевских водным центром.
«Китайский успех в борьбе за Европу» - статья В.Б. Кашина и А.А. Зайцева в журнале «Россия в глобальной политике» (17.03.2021)
В.Б. Кашин, зам. директора ЦКЕМИ, и А.А. Зайцев, научный сотрудник ЦКЕМИ, опубликовали на сайте журнала «Россия в глобальной политике» статью «Китайский успех в борьбе за Европу, в которой дали комментарии о недавнем экономическом соглашении ЕС и Китая.
Ключевые идеи:
- Несмотря на политические трудности, Пекин смог мобилизовать усилия для заключения Всеобъемлющего инвестиционного соглашения (ВИС) с Евросоюзом, которое обозначило границы американского влияния на Европу в вопросах связей с КНР и создало благоприятный фон для дальнейшего развития китайско-европейских отношений.
- Китай – один из наиболее закрытых и зарегулированных рынков с точки зрения доступа для прямых иностранных инвестиций.
- ВИС призвано сгладить дисбаланс в условиях доступа и обеспечить единообразные правила инвестиционного регулирования и разрешения споров.
- ВИС заменит и расширит 26 существующих двусторонних инвестиционных соглашений (ДИС) о поощрении и защите инвестиций между Китаем и государствами – членами ЕС.
- Рынок КНР существенно приоткрывается для европейских инвестиций, в то время как европейский для КНР и так достаточно открыт.