![«Миграционная драма Литвы и этика убеждения» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Россия в глобальной политике» (21.07.2021) Иллюстрация к новости: «Миграционная драма Литвы и этика убеждения» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Россия в глобальной политике» (21.07.2021)](/data/2021/08/05/1425293891/3pexels-aksonsat-uanthoeng-1078850.jpg)
«Миграционная драма Литвы и этика убеждения» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Россия в глобальной политике» (21.07.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, высказался на тему миграционного кризиса в Литве и литовско-белорусских отношений.
Ключевые идеи:
· Осложнение миграционной ситуации на литовско-белорусской границе - результат враждебной политики Литвы в отношении режима Лукашенко.
· Главная проблема литовского правительства - ведение политики в соответствии с «этикой убеждения», что не позволяет им стать ответственным участником международной жизни.
· Западноевропейские страны не заинтересованы в активном вмешательстве в белорусский кризис, а помощь ЕС, НАТО и соседних государств Литве оказалась незначительна.
![«Ждать ли нам возвращения империй?» – статья Т.В. Бордачева для журнала «Профиль» (2.08.2021) Иллюстрация к новости: «Ждать ли нам возвращения империй?» – статья Т.В. Бордачева для журнала «Профиль» (2.08.2021)](/data/2021/08/04/1425443660/3photo_2021-08-04_11-31-37.jpg)
«Ждать ли нам возвращения империй?» – статья Т.В. Бордачева для журнала «Профиль» (2.08.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье рассуждает о том, что делать сильным державам, когда малые страны хуже справляются с самоуправлением.
Ключевые идеи:
· Сегодня на мировой политической арене действует слишком много государств, что является настоящей трагедией, так как эту проблему решить невозможно.
· Сократить количество стран нельзя, также, как невозможно избавиться от международных институтов.
· Великие державы тратят много сил на решение своих внутренних проблем, поэтому «все больше государств становятся безнадзорными».
· Империя является более прогрессивной формой политической организации общества, чем национальное государство.
· Имея колоссальные территории и ресурсы, Россия рискует стать обычным национальным государством.
![Water Dimension of BRICS Cooperation: National Challenges and Joint Opportunities Иллюстрация к новости: Water Dimension of BRICS Cooperation: National Challenges and Joint Opportunities](/data/2021/08/04/1425444288/92.jpg)
Water Dimension of BRICS Cooperation: National Challenges and Joint Opportunities
В июле вышел специальный выпуск BRICS Law Journal (Scopus, Q3), посвященного устойчивому развитию, водным и энергетическим вопросам, биоразнообразию и защите окружающей среды. В нем опубликована совместная статья А.Б. Лихачевой, Г.М. Калачигина, Н.Е. Каменькович и С.Н. Абдоловой "Water Dimension of BRICS Cooperation: National Challenges and Joint Opportunities".
Ключевые идеи:
- Несмотря на уникальный потенциал водной стратегии БРИКС, она остается ориентированной на более простые "общие знаменатели": санитария и управление водными ресурсами.
- Торговля "виртуальной водой" внутри БРИКС многогранна, но в основном обусловлена китайским спросом на водоемкие товары.
- Существует явный разрыв между водными возможностями стран БРИКС, в первую очередь представленных Бразилией и Россией, серьезностью глобальной водной проблемы и пассивной позицией БРИКС в глобальной и даже региональной водной повестке дня.
![«Россия с печалью смотрит на очередного соседа» - статья Т.В. Бордачева для газеты «Взгляд» (29.07.2021) Иллюстрация к новости: «Россия с печалью смотрит на очередного соседа» - статья Т.В. Бордачева для газеты «Взгляд» (29.07.2021)](/data/2021/07/29/1423301168/114.jpg)
«Россия с печалью смотрит на очередного соседа» - статья Т.В. Бордачева для газеты «Взгляд» (29.07.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье проанализировал связь обострения на линии соприкосновения Армении и Азербайджана и новости о том, что Анкара и Баку ведут переговоры о создании совместной тюркской армии (как оказалось, ложной).
Главные идеи:
· Для России вопрос о необходимости прямого контроля над странами нашего периметра все еще не закрыт окончательно. Хотя самой России этого делать совершенно не хочется.
· Руководство Азербайджана планомерно ведет работу, чтобы Армения не была препятствием для долгосрочных экономических планов Баку. Ереван сопротивляется, а Россия смотрит на это с философским спокойствием.
· Особую роль играет близость Турции, одного из наиболее инициативных государств современной международной политики.
![«Не только Центральная Азия (интересует Россию в связи с Афганистаном)» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Россия в глобальной политике» (16.07.2021) Иллюстрация к новости: «Не только Центральная Азия (интересует Россию в связи с Афганистаном)» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Россия в глобальной политике» (16.07.2021)](/data/2021/07/19/1418525060/3photo_2021-07-19_09-53-29.jpg)
«Не только Центральная Азия (интересует Россию в связи с Афганистаном)» - статья Т.В. Бордачева для журнала «Россия в глобальной политике» (16.07.2021)
Т.В. Бордачев, научный руководитель ЦКЕМИ, в своей статье рассуждает о том, какие вызовы безопасности исходят из сегодняшней ситуации в Афганистане для России и Центральной Азии в целом.
Ключевые идеи:
· «Как могут изменения в Афганистане после эвакуации оттуда США угрожать России и ее соседям в Центральной Азии?» - основной вопрос, который стал поводом для обеспокоенности Москвы.
· С точки зрения российского геополитического положения и силовых возможностей положение дел на границе Афганистана и стран Центральной Азии не является фундаментальным сюжетом.
· «Радикальный режим в Афганистане может угрожать России, только если она сама столкнётся с внутренними проблемами, сопоставимыми с сепаратизмом мусульманских регионов периода 1990-х годов».
· Новая реальность в Кабуле не является угрозой, а наоборот, имеет возможность отредактировать существующие форматы отношений с партнёрами – региональными, и не только.
· Из новых измерений афганской ситуации вероятна возможность усилить давление на универсалистское «Исламское государство», которое запрещено в России и несет угрозу для религиозных и светских национальных режимов.
![Аналитический бюллетень по территориальному конфликту в Южно-Китайском море Иллюстрация к новости: Аналитический бюллетень по территориальному конфликту в Южно-Китайском море](/data/2021/07/14/1419227782/116.png)
Аналитический бюллетень по территориальному конфликту в Южно-Китайском море
Научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Королев А.С. и доцент, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Стрельникова И.А. подготовили аналитический бюллетень, посвященный анализу ситуации в Южно-Китайском море спустя 5 лет после вынесения вердикта Гаагским трибуналом о незаконности китайских притязаний на спорные территории в ЮКМ.
!["Почему для России мораль важнее выгоды" - статья Т.В. Бордачева в деловой газете "Взгляд" (12.07.2021) Иллюстрация к новости: "Почему для России мораль важнее выгоды" - статья Т.В. Бордачева в деловой газете "Взгляд" (12.07.2021)](/data/2021/07/14/1419156332/lady-justice-2388500_640.jpg)
"Почему для России мораль важнее выгоды" - статья Т.В. Бордачева в деловой газете "Взгляд" (12.07.2021)
Научный руководитель ЦКЕМИ, Т.В. Бордачев о переговорах Москвы с представителями движения «Талибан» для деловой газеты "Взгляд".
Ключевые идеи:
● Переговоры в Москве с представителями движения «Талибан» были правильным решением, так как создали дополнительную возможность уладить дела в Афганистане миром.
● Этические представления талибов могут не совпадать с российскими, но пока война не объявлена, разговор с ними является моральным долгом российского государства.
● Новое состояние международной политики позволяет каждому поступать так, как подсказывает выгода, разум и совесть: США уходят из Афганистана, Китай не вмешивается, а Россия хотя и могла бы отгородиться от потенциально опасного региона, но исполняет свои обязательства амой сильной в военном отношении страны Евразии.
● В возникающей вокруг Афганистана международной ситуации России будет необходимо сохранить баланс между своими интересами и моральным долгом в отношении соседей.
!["Гаагский трибунал Пекину не указ" - статья А.С. Королева о пятилетии решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю для Независимой газеты (12.07.21) Иллюстрация к новости: "Гаагский трибунал Пекину не указ" - статья А.С. Королева о пятилетии решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю для Независимой газеты (12.07.21)](/data/2021/07/13/1432950681/114.jpg)
"Гаагский трибунал Пекину не указ" - статья А.С. Королева о пятилетии решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю для Независимой газеты (12.07.21)
А.С. Королев, научный сотрудник ЦКЕМИ, опубликовал в Независимой газете статью, посвященную пятилетию "исторического" решения Гаагского трибунала по Южно-китайскому морю.
Ключевые идеи:
- "историческое" решение в действительности оказалось пустышкой;
- после 2016 года отдельные страны АСЕАН перешли к открытой критике действий Китая в Южно-китайском море;
- обсуждаемый Кодекс поведения сторон в ЮКМ также может оказаться пустышкой, т.к. не рассматривается сторонами в качестве инструмента разрешения территориальных споров или вопросов делимитации морских пространств;
- отсутствие изменений в вопросе ЮКМ устраивает Китай.
![Развитие энергетики КНР в период 14-ой пятилетки – седьмой доклад новой аналитической серии ЦКЕМИ Иллюстрация к новости: Развитие энергетики КНР в период 14-ой пятилетки – седьмой доклад новой аналитической серии ЦКЕМИ](/data/2021/07/08/1433658210/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202021-07-08%20%D0%B2%2016.37.03.png)
Развитие энергетики КНР в период 14-ой пятилетки – седьмой доклад новой аналитической серии ЦКЕМИ
Представляем седьмой материал "Развитие энергетики КНР в период 14-ой пятилетки" в новой серии аналитических записок ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, посвященных актуальным вопросам развития Китая. Руководитель проекта - В.Б. Кашин, зам. директора, заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.
В данной аналитической записке рассматриваются китайские планы и экспертные оценки политики в области энергетики в период 14-ой пятилетки.
![«Научное измерение арктической политики России» - статья А.Б. Лихачевой, И.А. Степанова, А.С. Пятачковой, В.А. Смирновой и А.К. Соколовой в журнале «Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения» Иллюстрация к новости: «Научное измерение арктической политики России» - статья А.Б. Лихачевой, И.А. Степанова, А.С. Пятачковой, В.А. Смирновой и А.К. Соколовой в журнале «Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения»](/data/2021/07/02/1432284491/pexels%20-%20stein%20egil%20liland.jpeg)
«Научное измерение арктической политики России» - статья А.Б. Лихачевой, И.А. Степанова, А.С. Пятачковой, В.А. Смирновой и А.К. Соколовой в журнале «Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения»
В журнале «Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения» была опубликована коллективная статья «Научное измерение арктической политики России» директора ЦКЕМИ, А.Б. Лихачевой, младших научных сотрудников ЦКЕМИ, И.А. Степанова, А.С. Пятачковой, А.К. Соколовой, и стажера-исследователя ЦКЕМИ, В.А. Смирновой.
В статье рассмотрена роль науки в развитии международного сотрудничества в Арктике, а также в выстраивании российской внешней и внутренней политики в регионе, и проанализированы отдельные кейсы сотрудничества – с КНР и Финляндией.
Ключевые идеи:
- Россия должна стать международным научным донором в области арктических исследований, а не реципиентом;
- Позиционирование российских арктических исследований должно быть преобразовано из присоединяющегося и догоняющего в лидирующее и вовлекающее других участников международного сообщества;
- На международном треке научные исследования должны в первую очередь быть поддержкой политики укрепления безопасности, а внутри России – источником развития нового типа – перехода к инновационно-сырьевой модели, построенной на принципах экологичного высокотехнологичного развития Арктики вместе с другими регионами России;
- Без активной научно-технологической политики арктические проекты рискуют остаться зависимыми от импорта зарубежного оборудования, что чревато ростом внешнеэкономических и внешнеполитических рисков.