Мировой кризис: время созидать
Идеи, изложенные в этой статье, рождались давно. И окончательно оформились во время первой Мировой политической конференции, прошедшей на прошлой неделе в Эвиане.
Структурная стабильность Евразии
Уже же сейчас ясно, что, применив в августе 2008 года военную силу против Грузии - ближайшего союзника США на постсоветском пространстве, - Россия четко обозначила то, что является не просто страной, а державой, субъектом международных отношений.
Пределы рационального выбора
Объединение России и остальной Европы является условием структурной стабильности Евразии, неведомой со времен Реформации и появления России на европейской политической сцене.
Цена вопроса
Европейские наблюдатели начали размещаться по периметру зоны безопасности, установленной Россией вокруг Абхазии и Южной Осетии. Появление полицейских сил ЕС в зоне конфликта стало одним из практических результатов особой роли, которую Европа смогла сыграть в сложнейшей международной ситуации, возникшей в последние месяцы на Кавказе.
ТНК-ВР как зеркало борьбы энергостратегий
Мало кто не обсуждал причины и последствия конфликта российских и иностранных акционеров ТНК-ВР, не можем обойти эту тему и мы. Наиболее популярные у комментаторов грани данной коллизии - корпоративная (широко известные слова Путина о системной ошибке, допущенной при образовании паритетного альянса: «Я вас предупреждал, в компании должен быть хозяин») и политическая, специфически российская (версия дальнейшего притеснения государством иностранных инвесторов). Политолог Андрей Белый в беседе с Oil&Gas Journal Russia приводит аргументы в пользу того, что данная ситуация отражает более широкую тенденцию - борьбу вокруг инвестиций в энергетику стран Запада.
Первые выводы из кризиса
Южная Осетия залечивает раны. Начались длительные дипломатические маневры вокруг ее с Абхазией признания. Западная пресса и некоторые политики нехотя начали признавать, что напал все-таки Тбилиси. О санкциях против России говорят только американцы и преданные им или ненавидящие Россию восточноевропейцы.
Стратегическое партнерство в условиях «реальной многополярности»
Применение Россией силы против Грузии означало, что развернувшееся в последнее десятилетие соревнование держав в деле наращивания своих возможностей достигло в одном из регионов своей высшей точки - вооруженного противостояния. «Реальная многополярность», воцарившаяся в международных отношениях на рубеже веков, не могла привести к другим результатам.
Стратегическое одиночество
Война между Россией и Грузией, ставшая – при всей ее трагичности для народов двух стран – вполне оправданной реакцией на действия Тбилиси, а также вынужденное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии создали новую реальность отношений России с внешним миром. В первую очередь со странами СНГ, ЕС и США.
Ловушки «холодной войны»
Проклятья рвутся изо рта. Несмотря на все заклинания, в том числе мои, и в том числе и на страницах «РГ», новая «холодная война», на мой взгляд, началась. Сейчас кажется, что главное — это нападение безрассудных или бесноватых тбилисских деятелей на Осетию.
Маленький ход пешкой в большой игре
События в Закавказье остаются новостью №1 для всех мировых информационных каналов. Западные СМИ рассказывают об агрессии России против Грузии. Наши – о реальной гуманитарной катастрофе, в которую был ввергнут целый народ. Между тем за разрывами установок ГРАД и танковыми маршами стоят не только планы военных по принуждению агрессоров к миру. Об истинных пружинах кавказского кризиса размышляет Сергей Караганов.