• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги экспертного семинара «Интеграционные объединения в борьбе с глобальной пандемией».

18 марта 2021 г. на платформе Zoom состоялся экспертный онлайн-семинар «Интеграционные объединения в борьбе с глобальной пандемией». В семинаре приняли участие более 115 человек, экспертов и слушателей из США, Нидерланд, Великобритании, Казахстана, Бразилии, Филиппин, Вьетнама, Китая, России и ряда других стран, представители Евразийской экономической комиссии и профильных министерств, СМИ.В ходе мероприятия ведущие российские и зарубежные эксперты проанализировали опыт четырех региональных интеграционных объединений – ЕС, ЕАЭС, АСЕАН и МЕРКОСУР в противодействии пандемии COVID-19, оценили эффективность этих мер, влияние пандемии на стратегические аспекты интеграции, а также сделали прогноз относительно будущего развития объединений по завершении коронавируса.

Итоги экспертного семинара «Интеграционные объединения в борьбе с глобальной пандемией».

Модератор - Дэвид Льюис, доцент кафедры международных отношений Эксетерского университета.

Участники дискуссии:
ЕС
Романова Т.А., доцент кафедры европейских исследований СПбГУ
Максин Дэвид, преподаватель курса «Европейские исследования» в Лейденском университете
ЕАЭС
Пархомчик Л. А., эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева
Кристофер А. Хартвелл, руководитель Департамента международного бизнеса, Школа менеджмента и права Цюрихского университета прикладных наук (ZHAW)
АСЕАН
Королев А.С., к.п.н., заместитель заведующего Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Кабаллеро К., профессор Университета Атенео де Манила
МЕРКОСУР
Разумовский Д.В., директор Института Латинской Америки РАН
Педро Пауло Захлут Бастос, Профессор Института экономики, Государственный университет Кампинаса (UNICAMP)

Ключевые идеи:
Оценка эффективности принимаемых на уровне интеграционных объединений мер по борьбе с COVID-19: ключевые достижения и неудачи.
·       Применительно к сфере здравоохранения в ЕС основные меры принимались на уровне стран-членов. Инструмент солидарности запустить не удалось. ЕС испытывает наибольшие проблем с вакцинацией (снабжение вакцинами), однако, в экономической сфере, политика ЕС была эффективна во время пандемии.
·       Основная нагрузка по борьбе с угрозой распространения коронавируса в ЕАЭС легла на национальный уровень, были приняты широкие меры поддержки населения и бизнеса. Однако из-за разногласия государств-членов Союза не все меры поддержки удалось реализовать.
·       В АСЕАН отсутствуют наднациональные органы, поэтому борьба с пандемией во многом представляет сумму отдельных национальных мер. Эти меры различаются по своей эффективности – очевидные успехи во Вьетнаме и низкая эффективность в Индонезии и несвоевременное реагирование на Филиппинах.
·       Латиноамериканские интеграционные объединения не стали важными акторами и инструментами в борьбе с пандемией. В период пандемии произошел откат в региональной интеграции. Причина этого в предшествующем пандемии кризисе многих региональных блоков и росте центробежных тенденций. Яркий пример – развал УНАСУР в 2019 году. 
 
Влияние пандемии на стратегические аспекты интеграционных объединений: кризис легитимности или повышение солидарности.
·       Пандемия еще более отчетливо выявила кризис доверия в Европейском союзе и кризис в отношении способности ЕС эффективно реагировать на коронакризис. При этом в отдельных сферах, таких как экономическое регулирование и перераспределение, Шенгенская зона наблюдались признаки европейской солидарности.
·       В период пандемии ЕАЭС столкнулся с проблемой принятия Стратегии развития объединения до 2025 года. Однако в дальнейшем удалось устранить разночтения и принять документ. В целом протекционистская паника по поводу легитимности ЕАЭС и его возможного распада не оправдалась. 
·       Одной из ключевых проблем и вызовов АСЕАН является отсутствие единства в блоке, которое наблюдалось задолго до пандемии. Это проявляется и в вопросах интеграции, и проблеме Южно-Китайского моря, и продвижения инициативы Индо-Тихоокеанского региона. Коронакризис лишь подсветил эти проблемы.
·       Кризиса легитимности в латиноамериканских объединениях, вызванного пандемией, нет по причине отсутствия наднациональных органов, ответственных за противодействие данному вызову. Скорее, речь идет об общем кризисе модели торговой интеграции в ЛА, включая МЕРКОСУР, политических расколах, пропастью между Бразилией и Аргентиной.
Что будет с интеграционными объединениями после пандемии? Экспертный прогноз
·       Кризис доверия внутри ЕС сохранится. Сфера здравоохранения останется значимым «спойлером» на пути усиления солидарности ЕС. Усилится риторика суверенитета (в торговом и военно-политическом измерении), которая ранее не была свойственна ЕС.
·       Одним из возможных сценариев будущего развития ЕАЭС может стать расширение «евразийской семьи» за счет подключения Узбекистана и Таджикистана, которые совместимы с евразийской интеграцией, а также локализация евразийских цепочек добавленной стоимости.   
·       Страны АСЕАН будут стремиться форсировать ратификацию ВРЭП в и использовать сделку в качестве инструмента минимизации негативных последствий от пандемии и восстановления разрушенных цепочек добавленной стоимости.
·       Сама пандемия не способна оказать инициирующее разрушительное воздействие на интеграцию в ЛА. Она послужит катализатором негативных тенденций, которые прослеживаются со второй половины 2010-х годов. Привлекательность внутреннего рынка для интеграционных объединений в ЛА останется на низком уровне.

С видео-записью экспертного семинара можно ознакомиться по ссылке

Бриф семинара: Бриф_Интеграционные объединения в борьбе с глобальной пандемией (PDF, 207 Кб) 

Конспект семинара: 
Конспект_Интеграционные объединения в борьбе с глобальной пандемией (PDF, 305 Кб)