Россия и Аргентина: новый виток отношений
Аргентина является одним из ведущих торгово-экономических партнеров России среди стран Латинской Америки
Аргентина является одним из ведущих торгово-экономических партнеров России среди стран Латинской Америки. Более того, Аргентина – одна из самых крупных и экономически развитых стран Латинской Америки.
Cтатья Савельевой А.В., опубликованная на сайте Клуба мировой политической экономики.
Недавний визит Д.А. Медведева в Буэнос-Айрес всколыхнул доселе дремавший интерес всех средств массовой информации к российско-аргентинским отношениям. Виной относительного забвения Аргентины в умах рядовых граждан является как географическая отдаленность этой страны от России, так и наше «советское прошлое».
Во времена существования социалистического строя Советский Союз больше интересовался поиском политических, нежели экономических, партнеров, поэтому ориентировался скорее на сотрудничество со странами социалистического лагеря или с теми, кто еще не определился в своем политическом строе. Аргентина не относилась ни к одной из данных категорий, поэтому связи СССР с данной страной не входили в число приоритетных. Со стороны Аргентины тоже не наблюдалось особого рвения к налаживанию отношений, так как в 1973 году Х.Д. Перрон объявил, что на международной арене Аргентина должна придерживаться «третьей», наиболее выгодной, позиции, «равно отстающей как от американского, так и от советского империализмов».
Если провести в России социологический опрос и попросить рядовых граждан назвать то, с чем у них ассоциируется Аргентина, ответы будут весьма скудными. Большинство наших соотечественников ничего, кроме аргентинского танго и «мыльных опер», назвать не смогут. Более читающая публика, скорей всего, вспомнит мастера «магического реализма» Хулио Кортасара. Любители классической музыки, пожалуй, назовут Астора Пьяцоллу с его «Либертанго» и знаменитую гитаристку Марию Луизу Анидо. Ну а поклонники эстрады процитируют известную песню Мадонны «Don`t cry for me, Argentina» или хит Владимира Шахрина «Аргентина-Ямайка 5:0».
Между тем, Аргентина является одним из старейших и ведущих торгово-экономических партнеров России среди стран Латинской Америки. В этом году исполняется 125 лет с момента установления дипломатических отношений между нашими странами. Более того, Аргентина – одна из самых крупных и экономически развитых стран Латинской Америки, она играет весьма значительную роль в мировых событиях. Наконец, Аргентина является самой «европейской» из всех латиноамериканский стран, а это значит, что в отношении ментальных особенностей нам гораздо проще найти общий язык.
Сближению наших стран также способствует то, что отголоски русской культуры были принесены в Аргентину несколькими волнами российских эмигрантов, вынужденных покинуть Родину вследствие тех или иных событий, на которые наша история всегда была очень богата. В лице потомков этих эмигрантов Россия располагает сторонниками, а в ряде случаев и прямыми участниками, российско-аргентинского экономического и культурного сотрудничества. Но не только выходцы из России желают приобщиться к русской культуре. Многие аргентинцы, даже если в их жилах и не течет русская кровь, проявляют интерес к нашей истории, нашей литературе и нашему искусству, потому что знают слишком мало об этой необъятной стране. Они понимают, что Россия несет в себе огромное культурное богатство, поэтому им очень хочется познать хотя бы частицу нашего исторического наследия. Почти в каждом книжном магазине Буэнос-Айреса можно встретить книги А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.А. Булгакова и других наших великих писателей, что говорит о востребованности русской литературы аргентинцами и об их желании познать и понять нашу культуру.
В настоящее время Аргентина занимается незначительное место во внешней торговле России, на нее приходится только 0,07% всего экспорта и 0,6% всего импорта нашей страны. В структуре российского экспорта в Аргентину лидируют различные виды топлива, удобрения, черные металлы и пластмассы.
Аргентинские экономисты считают Россию одним из «важнейших мировых импортеров», поэтому столь малая доля Аргентины в российском импорте вызывает их крайнюю озабоченность. По словам многих экспертов, «Россия – страна с огромным населением, которое представляет собой потенциальных потребителей аргентинской продукции, ввиду их большой покупательной способности».
На долю России приходится 1,9% экспорта и 0,7% импорта Аргентины. Столь низкие объемы продаж аргентинской продукции в Россию объясняются, в первую очередь, тем, что товарная номенклатура экспорта из Аргентины в нашу страну на протяжении последних 25 лет практически не изменилась: по-прежнему преобладают мясная продукция, фрукты, остатки и отходы пищевой промышленности, безалкогольные и алкогольные напитки, молочная продукция, сахар, машинно-техническая продукция и табак.
Более того, в 90е годы российскому рынку не уделялось должного внимания со стороны Аргентины, он был фактически заброшен, вследствие переключения внимания аргентинских экспортеров на другие, более благополучные в то время, страны. В своей статье «Критический анализ внешней торговли между Аргентиной и Россией в 2007-2008 году» экономист Федерико Луис Ваккаресса называет Аргентину «мировым чемпионом по потере рынков сбыта», и его мнение разделяют другие ведущие экономисты. Поэтому восстановление более тесных экономических связей с Россией, их углубление и развитие, считается одним из самых перспективных направлений внешней политики Аргентины.
Если говорить о перспективах расширения российского экспорта, то здесь мы можем наблюдать следующую картину: Аргентина является очень емким рынком, предоставляющим реальные возможности для российских экспортеров.
Во-первых, соотношение цены и технического уровня российских экспортных предложений, как правило, соответствует требованиям аргентинских импортеров машин и оборудования.
Во-вторых, стратегически значимыми секторами экономики Аргентины являются: энергетика, транспортная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство, а у России есть что предложить в данных отраслях.
В-третьих, отраслью, в которой российские компании занимают хорошие позиции и могли бы усилить свое присутствие на аргентинском рынке, является электроэнергетика.
В-четвертых, отраслями с большим потенциалом развития, в которых требуется усиление российского присутствия, являются: нефтяная и газовая промышленность, транспортная инфраструктура, горнодобывающая промышленность.
В-пятых, отраслью с высоким уровнем конкуренции, где необходимо использовать стратегию активного продвижения товаров на рынок, является производство средств транспорта.
Что касается технического взаимодействия между двумя странами, то оно продолжает занимать значительное место в российско-аргентинских торгово-экономических связях. Инвестиционное же сотрудничество пока не получило должного развития. Однако ряд отраслей российской экономики представляет потенциальный интерес для аргентинских инвесторов (например, переработка сельхозпродукции, пищевая и легкая промышленности, производство лекарственных препаратов). Если говорить о перспективах российских инвестиций в экономику Аргентины, то они связаны, в основном, с созданием совместных сборочных производств и участием российских компаний в добыче нефти и газа, строительстве нефте-газопроводов, речных портов, модернизации железнодорожных магистралей.
Значительный потенциал имеет сотрудничество между российскими регионами и аргентинскими провинциями. Подписание договоров между региональными правительствами двух стран заметно снизит уровень бюрократических проволочек, поспособствует наиболее быстрому и эффективному обмену технологиями и увеличит взаимную отдачу от сотрудничества в различных сферах экономической деятельности.
Не стоит также забывать о том, что мы живем в постиндустриальную эпоху, когда на первое место в экономике большинства стран выходит третичный сектор. И самой перспективной отраслью сектора услуг, в контексте экономического взаимодействия между Аргентиной и Россией, является туризм. Соглашение об отмене визового режима между двумя странами, вступившее в силу в июне 2009 года, открыло перспективы для роста взаимных потоков туристов. Однако пока туристического бума не наблюдается. Этот феномен можно объяснить скудностью представлений россиян об Аргентине (как уже говорилось в начале статьи) и аргентинцев о России, которые знают о нас еще меньше, чем мы о них. Чтобы изменить ситуацию, необходимо проводить двусторонние просветительские и агитационные кампании для увеличения взаимной туристической привлекательности в глазах граждан обеих стран.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сформулировать ряд предложений по интенсификации и углублению российско-аргентинских экономических отношений.
- Аргентина может увеличить свою долю в импорте России за счет диверсификации экспортируемой продукции. Также аргентинским предприятиям имеет смысл спонсировать проведение рекламных кампаний своей продукции в России, так как основной причиной относительно низкого спроса на их товары в нашей стране является недостаточная известность тех или иных аргентинских брендов.
- Необходимо продолжать техническое взаимодействие между двумя странами в уже имеющихся областях и находить новые ниши для взаимовыгодных обменов технологиями.
- Существуют реальные возможности для развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Аргентиной, так как в экономиках обеих стран присутствует ряд отраслей, привлекательных для иностранных инвестиций.
- Обеим странам необходимо расширять культурно-просветитеское взаимодействие для привлечения интереса своих граждан к стране-партнеру и тем самым стимулировать увеличение объема туристических потоков.
Итак, несмотря на более чем вековую историю экономических отношений, Аргентина и Россия находятся только в самом начале пути к достижению максимальной полезности от сотрудничества в различных отраслях хозяйства. Соглашения последних лет открывают все большие и большие возможности для взаимодействия. И реализация этих возможностей позволит вывести двусторонние отношения на новый, более высокий, уровень и поможет России и Аргентине занять достойное место в списке важнейших экономических партнеров друг друга.
Клуб мировой политической экономики