• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение международных отношений: необходимые знания и критический подход

Стенограмма мастер-класса директора Центра комплексных европейских и международных исследований ФМЭиМП ГУ-ВШЭ

Уважаемые гости,

Тема моего сегодняшнего выступления сформулирована как «Изучение международных отношений: необходимые знания и критический подход». Я, однако, не собираюсь читать вам лекцию по методологии международных исследований. В магистратуре нашего факультета это могут сделать за меня гораздо более квалифицированные преподаватели.

В своем выступлении я уделю основные силы скорее синтезу того, как я вижу наиболее эффективное изучение этого сложного предмета сейчас, и какие возможности для этого представляет магистратура факультета мировой экономики и мировой политики.

Пожалуйста, учитывайте также и то, что я не представляю вам официальную позицию ни высшей школы экономики, ни даже всего факультета мировой экономики и мировой политики. Даже в рамках одного факультета или одной магистерской программы, на которую часть из вас решит поступать и поступит, взгляды преподавателей могут существенно различаться.

О пользе образования

Один весьма неглупый человек, рецензируя книгу видного американского политика, отметил, что представленная автором работа «убеждает: историю творят не абстрактные «силы» и «объективные процессы», а живые люди».

Это утверждение представляется мне глубоко неверным. Оно демонстрирует, скорее, эмоциональную усталость автора, прожившего большую часть своей жизни в условиях коммунистического единомыслия и доминирования одного, единственно верного знания. Драматическим для российской науки последствием этого прессинга стала аллергия к открытому использованию  теоретических инструментов – абстрактному началу решения практических проблем.

В действительности историю – государства или компании – творят люди. Однако действия этих людей определяются их знаниями и умениями, полученными в рамках образования. Качественные знания, в сочетании с умением их применить означают, в большинстве случаев, правильные решения. Либо, как можно не раз убедиться при анализе места и роли ЕС на международной арене, способность выжать максимум, находясь в заведомо невыигрышной ситуации.

Недостаточные знания и умения оставляют человека на милость природы и международной конъюнктуры. И тогда государственная либо корпоративная политика оказывается успешной только в том случае, когда возможности конкурентов ограничены обстоятельствами непреодолимой пока, но только пока, силы.

В своем кратком выступлении я попытаюсь, скорее, обрисовать перед вами те стороны изучения международных отношений, внимание к которым сможет, по моему глубокому убеждению, облегчить вашу учебную и научную работу в магистратуре. А недостаточное внимание – затруднить и поставить в максимально неудобное положение по отношению к пристрастным критикам ваших идей.

Но не только. Недостаточное внимание к основам изучения международных отношений будет постоянно создавать трудности в ведении самостоятельной исследовательской работы. На опыте магистрантов, уже завершающих первый год обучения по программе «Европейские исследования» я могу сказать с весьма высокой долей уверенности – те из них, кто не смог начать с азов испытывали трудности даже в структурировании своих собственных мыслей. Не говоря уже о способности навязывать эти мысли коллегам. Поэтому это важно.

Я хотел бы разделить свое выступление на три части. Во-первых, я хотел бы остановиться на двух главных составляющих квалифицированного анализа и прогноза международных отношений. Они отражены в названии моего выступления: знания и критическое мышление.

Во-вторых, я хотел бы сказать несколько слов о том, как я вижу основные цели обучения в магистратуре международные отношения и европейские исследования на нашем замечательном факультете.

В-третьих, я хотел бы напомнить вам о том, что, на мой взгляд, не должно быть целью изучения международных отношений. И к развитию чего вы не должны будете стремиться при обучении в магистратуре.

Составляющие изучения международных отношений

Фундаментом любой творческой деятельности являются знания. Вы можете возразить мне и сказать, что в XXIвеке картина, написанная кистью вставленной между пальцами левой ноги, может получить известность и быть выгодно проданной. Хотя стандарты и знания, которые получают в художественных училищах, требуют держать кисть в руке.

Однако вы не назовете мне ни одного имени художника, писавшего картины таким образом и оставшегося в памяти поколений. Все великие – Рафаэль, Рембрандт, Гойя, Пикассо или Магритт – писали свои полотна, держа кисть в руке. Равно как нельзя назвать и примера успешной политики государства или компании, осуществлявшейся без обладания ее представителями определенным набором знаний. Можно скорее привести обратные примеры, когда политика без знаний, без научной базы, политика ситуативных решений привела к феноменальным событиям в мировой истории – добровольному самоуничтожению целых сверхдержав.

Основой любого знания в международных отношениях является их теория – совокупность общих и разделяемых большими группами внутри аналитического сообщества представлений об основных принципах и законах развития международных отношений. Абстрактный анализ, как подтверждает практика, легко проецируется на самый «низкий» уровень разбора практических проблем. Поэтому теория в международных отношениях, является чисто прикладной дисциплиной.

Отсутствие навыка и умения к абстрактному анализу разрушает целостное видение мира и оставляет аналитика беззащитным перед массой фактов, с которыми он сталкивается. Поэтому важнейшим на первом году обучения курсом, который является обязательным для всех, является курс «История и методология исследований международных отношений и мировой политики» (84 ч.). Его читает на нашем факультете один из виднейших российских специалистов, профессор, доктор наук Марина Михайловна Лебедева.

Основной объем знаний вы сможете получить в рамках обязательных учебных курсов, включенных в программу каждого из двух направлений. Обращаю внимание на то, что все они тщательнейшим образом подобраны и взвешены. Российские образовательные стандарты не позволяют нам вывести аудиторную нагрузку на магистрантов на уровень хотя бы приблизительно соответствующий нагрузке ваших коллег в Европе или США. Поэтому мы уделяли особое внимание тому, чтобы в тех курсах, которые являются в магистратуре обязательными, студенты могли гарантированно получить объем знаний необходимый для квалифицированного подхода к объекту и предмету исследований.

В направлении «Европейские исследования» объектом является Европейский союз  и ему посвящены такие предметы, как «Институты и учреждения ЕС» (60 ч.), «История и теория европейской интеграции» (56 ч.), «Европейское право» (84 ч.).  Предметом в рамках данной специализации являются отдельные виды деятельности ЕС или внешние связи, чему посвящены курсы «Общие направления деятельности (политики) Европейского союза» (112 ч.) и курсы более узкой специализации, читаемые на втором году обучения.

В направлении «Международные отношения» объект это система международных отношений в целом. Познанию этого объекта посвящены базовые курсы «Мировая политическая экономия» (112 ч.) и «Глобализация и проблемы глобального управления» (56 ч.). Предмет – отдельные виды взаимосвязей между участниками международной системы, будь то экономические отношения или отношения в сфере безопасности, понять которые на первом году обучения помогают курсы «Международное публичное право» (88 ч.) и «Методология анализа внешней политики» (56 ч.).

Такая сбалансированность курсов не означает, однако, отсутствия необходимости самостоятельной работы. Базу для такой работы формируют так называемые ридеры – коллекции наиболее важных и интересных работ по каждой теме, читать которые обязательно, что является гарантией успешной сдачи экзаменационных испытаний.

Вторым важнейшим элементом изучения международных отношений сейчас является, по моему глубокому убеждению, критический подход. Суть этого процесса, который можно назвать критическим стилем мышления, в постоянном поиске и постановке самых важных вопросов и поиске самых убойных аргументов в пользу ваших собственных ответов на эти вопросы.

Однако, что может стать основой для квалифицированного критического подхода? Не для простой критики «по существу вопроса», а креативного переосмысления, дающего возможность двигаться дальше. Основная работа здесь будет вестись в нашей магистратуре в рамках Научно-исследовательских семинаров «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза» и «Политико-экономический анализ международных отношений».

Помимо способности к абстрактному видению практических проблем, особенно важно умение ставить центральные вопросы. Это невозможно без способности определить центральные сюжеты или составляющие каждой конкретной исследуемой темы. Необходимо четкое и ясное понимание того, что является главным объектом изучения. И детализированное знание всех аспектов жизнедеятельности этого объекта, будь то Европейский союз с его институтами, учреждениями и разнонаправленными интересами стран-членов, или система международных отношений с ее государствами, союзами, международными институтами и негосударственными игроками.

Однако не менее важной для постановки  правильных и полезных вопросов является способность к комплексному видению проблемы. Поэтому для нас, в изучении международных отношений, особую ценность представляет целостность мира и целостность отношений между странами, целостность каждой отельной проблемы.

Эта целостность в современном изучении международных отношений понимается не как механическое применение единого подхода к анализу и практике действий. Это было бы в корне неправильно. Каждый отдельный эпизод внешнеполитических или внешнеэкономических связей заслуживает отдельного и весьма гибкого рассмотрения.

Целостность в нашем случае понимается скорее как противоположность проектного подхода. Приведу пример: у любого европейского бюрократа – занимается ли он вопросами стандартизации спичек, гражданской авиацией или внешнеполитическими связями – существует понимание политического контекста, в рамках которого живет его «досье». Пример подготовки в колледже Брюгге – наиболее престижной школе европейской администрации показывает: выработке у еврочиновников и евролоббистов способности к политическому анализу проблемы, например, квот на бананы, уделяется не меньшее внимание, чем способности спрогнозировать спрос на эти фрукты до 2025 года.

Так и в рамках нашей магистратуры понимание внешней политики ЕС не может быть сформировано без понимания истории или законов развития юридической базы европейской интеграции. А адекватный анализ глобальной стратегии США невозможен без знания современного международного контекста – проблем глобализации и глобального управления.

Поэтому наиболее распространенной формой лукавства является утверждение, что европейский бюрократ – это, якобы, совершенно технократическое существо, разговор с которым возможен только на языке сухих цифр, совершенно не озабоченное общеполитическим аспектом проблемы. Да, факты и цифры знать необходимо. Однако еще более важно понимать потенциал политизации того или иного технического вопроса, видеть его в рамках целостной картинки мира и отношений России (вашей компании) с тем или иным партнером.

Здесь Россия испытывает пока очевидные трудности. У большинства представителей российских ведомств, вовлеченных в контакты с административной машиной Евросоюза, господствует так называемое проектное мышление – ориентация на решение той или иной конкретной проблемы. Достижение цели практически любой ценой. Без оглядки на  политическое значение и последствия, которые могут иметь, казалось бы, техническая уступка или, наоборот, резкое движение по частному вопросу. Без понимания того, что создание с Евросоюзом, например, интегрированного рынка гражданской авиации не только создаст новые возможности для российских компаний, но и сделает Россию частью долгосрочной стратегии «Открытого неба». А радикальный пересмотр ценовой политики в отношении энергоресурсов, полностью оправданный сам по себе, запустит в Европе политические процессы, исход которых для экономических и политических позиций России непредсказуем.

И только знания являются достаточной гарантией того, что вы сможете ставить правильные вопросы, давать на них максимально адекватные ответы и выстраивать на этой основе верную политику государства, частной компании или организации гражданского общества.

Цели обучения

Каковы же могут быть цели изучения, или обучения, по специальности международные отношения? Я вижу три: развитие навыков, расширение интеллектуального горизонта и понимание своих возможностей и путей к их расширению.

Согласно блестящему определению Джона Маршаймера, одного из ведущих мировых специалистов по международным отношениям, критическое мышление есть синоним дисциплинированного мышления. Я бы добавил к этому скромность, но, ни в коем случае не робость мышления. Для того, чтобы быть адекватным ожиданиям ваших преподавателей и будущих работодателей необходимо совершенствовать в себе, в первую очередь, навыки – способность к практическому использованию полученных знаний.

Наиболее надежным средством для этого является, на первых порах, искусственное самоограничение, отказ от попыток выйти за пределы дисциплины или, что еще хуже, предложить собственное, неординарное объяснение или подход. Я не призываю никого к серости мышления. Я считаю, и практика это подтверждает, что попытки найти что-нибудь необычное или принципиально новое на этапе обучения ведет, в абсолютном большинстве случаев, к аналитическому промаху мимо цели. Фактически мгновенному отклонению от основного объекта и предмета наших занятий. А соответственно и потере вашей исследовательской работой всякого практического смысла.

Связано это с тем, что преподаваемые в нашей магистратуре знания и навыки создавались и совершенствовались десятилетиями, а в ряде случаев и веками, именно с целью решения тех проблем, которые может представлять для вашей страны или компании тот или иной партнер (например, Европейский союз), либо явление международной жизни.

Второй целью при изучении международных отношений на нашем факультете является расширение интеллектуального горизонта. С формальной точки зрения вам предоставляется возможность выбора курсов из всего списка дисциплин, преподаваемых в магистратурах ГУ ВШЭ.

С фактической точки зрения вы окажетесь в уникальной интеллектуальной среде, которая сможет напитать вас знаниями по самым разным аспектам, выходящим подчас за пределы вашей специализации – «Европейские исследования» или «Международные отношения». Но и эти знания не должны стать простым интеллектуальным багажом. Каждую из «нефакультетских» дисциплин вы сможете применить в качестве одного из инструментов для все более комплексного, а значит и более качественного, анализа объекта ваших непосредственных занятий и интересов.

Третей целью изучения международных отношений должно быть понимание своих возможностей и путей к их расширению. По мере обучения в магистратуре вы сможете лучше узнать себя, понять свои интересы и, весьма вероятно, сменить основной фокус вашей личной исследовательской жизни.

Учитывая весьма обширный объем знаний, которые вы должны будете усвоить, изменение темы вашей работы и даже узкой специализации в рамках отдельного направления не должно вызывать никаких сомнений. Я лично за 3 года обучения в аспирантуре поменял тему кандидатской диссертации 4 раза и написал в итоге первую в российской науке работу по одной из важнейших проблем международных отношений 1990-х годов.

Более того, как руководитель научно-исследовательского семинара по направлению «Европейские исследования» я буду только приветствовать если вы сможете больше одного раза представить коллегам аргументированное обоснование важности того или иного сюжета.

От метаний же в этом вопросе вас должны будут защитить ваши личные взгляды и предпочтения, основанные на вашей личной системе ценностей и мировоззрении. И этому – личным взглядам и позиции – я бы предпочел никого не учить.

Опасности обучения

Поэтому в завершение моего выступления, я хотел бы остановиться на тех вопросах, которые не могут и не должны быть неотъемлемой составляющей изучения международных отношений. Речь идет о влиянии на ваше мировоззрение и стремлении утвердить истинность того или иного суждения.

Для каждого из нас мировоззрение, сформированное, практически всегда, в семье, является главной путеводной звездой. Каждый интуитивно верит в то, что мир либо несправедлив изначально и всегда таким останется, либо в то, что его можно изменить на благо каждого человека. И это мировоззрение определяет наш выбор теоретической парадигмы анализа международных отношений в целом, либо европейской интеграции в частности.

Мы, однако, изучая международные отношения, должны всегда думать о том, как контролировать наши личные взгляды. Отделение исследовательской позиции от морально-ценностных суждений и личных взглядов, контроль «фактора идеологического присутствия» является основой аналитической позиции.

Вторая опасность, которая подстерегает исследователя, студента и преподавателя – это искушение определить истину – единственно верный ответ на сложные вопросы.

В особенности это касается, конечно, тех, кто учит, а не тех, кто учится. И поэтому на обучающихся в любой магистратуре, любого высшего учебного заведения возлагается почетная, увлекательная и нелегкая обязанность проявлять бдительность относительно уникальной истинности того или иного суждения.

Безусловно, существует набор аксиом, подчас довольно обширный, который не может быть оспорен даже в рамках каждой дисциплины, преподаваемый в «Международных отношениях и европейских исследованиях». Однако за пределами этого набора, и с использованием полученных знаний и умений, задача при изучении международных отношений состоит в самостоятельном поиске правды. И квалифицированном подборе аргументов для того, чтобы эту условную «правду» отстаивать в споре.

Задача состоит в обучении тому, как думать, а не что думать. И возможно это только на основе сочетания знаний, критического мышления, навыков и умений.

Спасибо за внимание!

Портал ФМЭиМП ГУ-ВШЭ