• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия-2008: остановиться и задуматься

России необходимо разработать реально действующий национальный проект, а не совокупность разрозненных прагматических действий. Мы никогда не сможем трансформироваться в сверхдержаву, если будем руководствоваться мифологическими планами по «стабильному и устойчивому развитию», «организации гражданского общества» и построению «энергетической супердержавы».

Павлова Мария 
  

 Сегодня Россия, подобно кэролловской Алисе, стоит перед метафорическим перекрестком, принимая судьбоносное решение о дальнейшем направлении развития. От этого выбора будет напрямую зависеть, вернет ли она себе статус великой державы, останется сырьевым придатком Европы или вообще исчезнет с политической карты XXI века.

Нашей стране необходимо в рекордные сроки вступить на инновационный путь развития, стать субъектом глобализации — только в таком формате возможно сохранение и развитие национального ядра, территориальной целостности и суверенитета, только тогда Россия сможет по праву занять то место страны-лидера по качеству жизни и влиянию на мировую политику, которое она по праву заслуживает. Необходима продуманная и четко структурированная политика развития страны. К сожалению сегодня не существует документа, который мог бы соответствовать названным требованиям, а без него мы так и будет ходить кругами, путая практикабли и симуляторы, провозглашая отдельные национальные проекты и финансируя все понемножку. Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо провести глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации в геополитическом, геостратегическом, геоэкономическом спектрах, объективно взглянуть на ситуацию во внутренней политике. Настроения самоуспокоенности в век глобализации могут навсегда похоронить перспективы российской инновационной модернизации [1]. Политический и экономический самообман — самый верный путь в историческое небытие.

Основу инновационного пути развития в современном мире составляют развитые демократические институты: открытая рыночная экономика, экономическая и политическая конкуренции, низкая коррумпированность, прозрачность финансовой и налоговой систем, контроль развитого гражданского общества над государственной бюрократией, гражданское общество, высокий уровень самосознания и законопослушность. Самое пристальное внимание следует уделить агентам модернизации — новой инновационной элите, главным стимулом для которой, в отличие от современной сырьевой элиты, станут не материальное обогащение, но творческая самореализация. Народы России должны осознать свою национальную самобытность, полиэтничность и одновременно свое единство.

Согласно 3 статье Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ. Возможно, в этом определении кроется основа современной этнической разрозненности. Многонациональный народ может создать империю, но не национальное государство; в противном случае интересы титульной нации должны быть провозглашены как общенациональные, что вряд ли будет способствовать нормальному развитию страны, которая является полиэтничной. Сегодня требуется коренной пересмотр самоидентификации населения России, выделения его в новую политическую нацию. России необходимо осознать многогранность своей нации, принять этот принципиально новый путь развития — не американский melting-pot, уравнивающий и переплавляющий все оттенки и грани культурного разнообразия, но patchwork, связывающий воедино уникальное многообразие отдельных этнических культур и объединенный общероссийским устремлением в будущее, имперским самосознанием, в его первоначальном, не извращенном Западом смысле. Новой российской нации необходимо осознать свою целостность и свою ответственность перед историей, объединившись под знаменем новой идеологии — идеологии веры в достойное будущее нашей страны.

СССР в принципе обладал необходимым потенциалом для сверхбыстрого перехода к постиндустриальной системе воспроизводства, но время было упущено. Свою негативную роль сыграла и типично русская черта начинать все с нового листа. Это наша старая болезнь. К сожалению, и сегодня власть зачастую безапелляционно отбрасывает то полезное, что было создано раньше. Это и академические наработки, и опыт, и жизнеспособные структуры и институты. Так было и в 1991 году — с провозглашением «новой эпохи» было безжалостно уничтожено все то, что больше полувека создавала советская сверхдержава, на что были потрачены несчетные ресурсы населения и экономики. Но начать с чистого листа не получилось — редуцированное ядро советской системы все же сохранилось; был поставлен курс на создание принципиально нового государства ( с «особым» евроазиатским путем развития) — тоже не очень получилось, перешли к копированию западных моделей. Как результат на сегодня у нас имеется три одновременно действующих механизма, но не адаптированных и не развитых в полной мере. И все это в контексте отсутствия стратегии развития. Поучается, что страна решила пойти по трем тропинкам сразу, при этом не вполне представляя конечный путь назначения. Результат, увы, хорошо известен. Невозможно переходить к частным вопросам, не решив общих, базовых проблем. Вместо того, чтобы раз и навсегда выучить механизм умножения, мы каждый раз зазубриваем результаты каждого нового примера. Возможно, этот метод обучения и мог пригодиться в прошлом, но сейчас от России требуется быстрое и эффективное изучение «математики» в объеме международных стандартов.

России необходимо разработать реально действующий национальный проект, а не совокупность разрозненных прагматических действий. Мы никогда не сможем трансформироваться в сверхдержаву, если будем руководствоваться мифологическими планами по «стабильному и устойчивому развитию», «организации гражданского общества» и построению «энергетической супердержавы».

Общество XXI века должно быть основано на экономике знаний, на творческой самореализации, на гражданских правовых институтах. Все это не может быть создано искусственно, но должно произрастать из самого общества. В то же время и государство не должно бездействовать — оно должно помочь формированию в стране развитого гражданского общества. Государству необходимо ускоренно развивать спрос на высокие технологии, бороться с теневой экономикой и засильем бюрократии, подавать пример просвещенности и целеустремленности. Любой врач подтвердит, что болезнь прежде всего лечится самим организмом, изнутри; лекарства и внешнее вмешательство — лишь меры своевременной помощи. Так и государственный аппарат должен приступить к самореформации.

Россия занимает уникальное геополитическое пространство, являясь цивилизационным мостом между Европой и Азией. В XXI веке она должна выступить стабилизатором как в региональном, так и в глобальном масштабе, базисом для создания новой, не однополярной, а глобальной международной системы.

Для этого России предстоит выработать уникальную национальную стратегию развития, которая обеспечит сохранение и защиту интересов личности, общества и государства в условиях глобальной экономизации, демократизации и унификации. Нашей стране надо перестать «блуждать в чаще», остановиться и, взвесив все гипотетические решения, определиться с тем единственно верным путем, который приведет к устойчивому повышению благосостояния российских граждан, укреплению национальной безопасности и динамическому развитию экономики.


[1] В современной литературе существуют различные подходы к пониманию модернизации. Для целей данной статьи под модернизацией подразумевается процесс, основанный на опережающем развитии, творческом самоопределении, экономике знаний. Только такой тип модернизации позволит России дать достойный ответ на вызовы и угрозы XXI века.

 

  Клуб мировой политической экономики