Медведев протянул Ким Чен Иру газопровод
Москва готова вмешаться в спор об объединении двух Корей традиционным рычагом — газом
Т.В. Бордачев — директор Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики
Визит в Россию северокорейского диктатора Ким Чен Ира и его встреча с Дмитрием Медведевым свидетельствуют о том, что Москва не желает оставлять вопрос будущего разделенной Кореи на усмотрение лишь Китая и Соединенных Штатов. Формально Россия является одним из участников так называемой шестерки переговоров по урегулированию северокорейской ядерной проблемы (вместе с Китаем, США, Японией и обеими Кореями), но ее роль в региональных делах давно никем высоко не оценивается. Да и сами эти переговоры уже стали практически двусторонним делом Пекина и Вашингтона.
В том же случае, если Россия решит существенно расширить масштабы своего присутствия на корейском полуострове, а именно это будет означать заявленное намерение строить газопровод по территории КНДР, то она смешает карты и Китаю, и США, вполне уже привыкшим к роли покровителей каждый «своей» Кореи. И умело использующим горячий корейский темперамент в большой тихоокеанской игре, свидетельством чему стал целый ряд вооруженных инцидентов на полуострове за последние 2 года.
В Москве, по всей вероятности, отдают себе отчет в том, что Соединенные Штаты не устраивает ни один из вариантов урегулирования, кроме как объединение двух Корей путем поглощения Севера Югом. Решение этой задачи, что не особо скрывается в частных разговорах, допускается как мирным, так и военным путем. Конечным результатом должен стать выход южнокорейских и американских войск на границу с КНР. В качестве первого этапа Пхеньяну предлагается массированная экономическая помощь со стороны Сеула в обмен на отказ от ядерного оружия.
Китай, в свою очередь, за последние годы утвердился в роли главного, если не единственного, попечителя КНДР. Для Пекина идеальным вариантом является постепенное становление на севере полуострова вассального по отношению к Поднебесной государства, развивающего схожую с КНР модель рыночной экономики. На это направлены заметно активизировавшиеся усилия Китая по внедрению в КНДР «островков» рынка. При этом проведение реформ под китайским присмотром должно стать гарантией того, что они не приведут к расколу в северокорейской элите и политическому обвалу.
В любом случае все варианты, предлагаемые Китаем и США, представляют собой сложные многоходовые комбинации, для реализации которых требуется время, серьезная политическая, информационная и экономическая подготовка. Идея же строительства через КНДР транзитного газопровода, предложенная Москвой, впечатляет именно своей простотой. Имея в своем распоряжении не так уж много по меркам XXI века ресурсов и, что самое важное, не имея никаких обязательств, российское руководство может идти по самому простому варианту — сделать Северную Корею страной — транзитером российских энергоресурсов, что обеспечит режиму стабильный приток средств от транзитных сборов. Именно простые решения, не влекущие для Пхеньяна рисков попасть в полную экономическую и политическую зависимость либо вовсе лишиться суверенитета, могут оказаться наиболее приемлемыми для «любимого руководителя».
Тем более что уже в 2012 году в Южной Корее пройдут президентские выборы и следующий глава государства вполне может оказаться более миролюбиво настроенным, нежели консерватор Ли Мен Бак. И тогда предложенная еще в середине 2000-х идея транскорейского газопровода может стать одним из мощных инструментов нового потепления между Севером и Югом, поставив Пекин и Вашингтон перед перспективой усиления экономической, да и политической, самостоятельности двух корейских государств.
В последние годы в экспертных кругах модным стало говорить о якобы нарастающей конкуренции разных моделей экономического развития. Имеется в виду в первую очередь соревнование между либеральной и авторитарной моделями рыночной экономики. В качестве символа первой подразумеваются США, а лидером второй все видят Китай. Похоже, что Россия в пределах достижимого предлагает третий вариант, суть которого в минимизации усилий, требуемых для достижения приемлемого результата. В качестве которого любое государство рассматривает сохранение максимальной степени независимости от соседей и покровителей.