Наш приз в азиатской игре
В последние 3-4 года среди экспертов стало уже тривиальностью утверждение о том, что Азия становится новым центром мира.
Т.В. Бордачев
Стремительно растущие и устоявшие под ударом мирового экономического кризиса экономики большинства стран региона, локомотивом тянут их, и в первую очередь Китай, на вершину мировой политики. Однако, для того чтобы утвердиться на этом месте, одной экономики недостаточно. А в международной политике разговор с претендентами, или кажущимися претендентами, на первые роли ведется весьма жесткий.
Не будем лукавить - Азия становится центром мировой политики не потому, что Китай и меньшие по размерам "тигры" играют все более важную роль в мировой экономике. Азия в фокусе внимания потому, что именно этот регион имеет наивысшие шансы стать зоной главного конфликта. Точно так же, как Европа была на острие глобального противостояния в годы "холодной войны". И противоборствующими сторонами этого конфликта все больше выглядят Китай и Соединенные Штаты. Несмотря на колоссальные объемы двусторонней торговли и экономической взаимозависимости. Что, впрочем, никогда не играло решающей роли. Так, накануне Первой мировой войны наибольшие объемы экономических и человеческих связей были между Великобританией и Германией.
Нельзя сказать, что в конфликте по-настоящему заинтересована какая-либо из сторон. Соединенные Штаты, хоть и реагируют наступательно на рост влияния Пекина в Азии, совершенно не готовы пока вести с Китаем борьбу, аналогичную той, что велась ими с СССР. Предпринимаются попытки втянуть Поднебесную в различные многосторонние и двусторонние форматы, сделать, как выражаются на Западе, "ответственным держателем акций" в решении глобальных проблем.
Пекин, в свою очередь, не проявляет пока признаков готовности присоединяться к разгребанию мировых политических и экономических завалов. Хотя пользу из их существования извлекает. И постепенно проникает экономически не только в страны своего ближайшего окружения, но и в Африку и Латинскую Америку - традиционные вотчины США и их европейских союзников.
При этом Китай также совершенно не намерен втягиваться с США в конфронтацию. Пекин проводит исключительно мирную и сдержанную внешнюю политику, нацеленную на взаимовыгодное взаимодействие со всеми соседями и партнерами. Однако малые страны Азии откровенно "напрягаются", а более чем настороженное восприятие Вашингтоном растущего влияния КНР провоцирует США на резкие шаги. Результатом становится втягивание сторон в конфликтный цикл.
В эпицентре противостояния "холодной войны" была разделенная Германия. В фокусе главного конфликта будущего - разъединенная Корея. Отсюда и острота северокорейской ядерной проблемы. Суть которой в обладании Пхеньяном оружием возмездия в ответ на потенциальную попытку Юга объединить полуостров силой. Китай пытается влиять на северокорейский режим и выступать в роли гаранта его предсказуемости. Соединенные Штаты давят на Сеул, вынуждая его занимать по отношению к КНДР жесткую и неуступчивую позицию. Проверяя тем самым способность Китая играть по жестким правилам глобальной дипломатии.
Россия в этой ситуации находится в положении выигрывающего. Хотя, если не проявит необходимой дипломатической ловкости, может быть в будущем вынуждена принимать весьма серьезные внешнеполитические решения. Пока обе обреченные, похоже, на противостояние стороны, как США, так и Китай, стремятся привлечь Москву к себе. Если им не удастся свернуть с пути эскалации конфликта, а история не знает успешных примеров отказа от исторически обусловленного противостояния, эти попытки станут все более настойчивыми. В полный рост встанет проблема "российского приза" - возможности эксклюзивных отношений с одним из ведущих и наиболее независимым поставщиком энергоресурсов.
Сейчас у России есть все шансы выступить в качестве третьей стороны. Примиряющей "старую" сверхдержаву США и выталкиваемого в региональные лидеры "претендента" - Китай. Предложив, например, создать в Азии региональную систему безопасности, которой до сих пор нет. А в качестве своего экономического вклада конвертировать российские энергетические, лесные и водные ресурсы в товары, произведенные на нашей территории для китайского, и не только, рынка. Тогда и у США будет меньше опасений, что КНР получит полностью безопасный канал снабжения нефтью и газом, и у Пекина меньше поводов провоцировать Вашингтон на резкие действия. И, что самое главное, Россия сможет существенно сократить долю необработанного сырья в своей внешней торговле.