Россия и Евросоюз: что-то движется?
Диалог между Москвой и Брюсселем получает новое качественное измерение
В последние недели складывается ощущение того, что отношения России и Европейского союза показывают признаки выхода из тупикового пути развития. Бесконечный «день сурка», когда одна встреча Россия–ЕС повторяет по своей позитивной бессодержательности другую, заканчивается.
Во-первых, в отношениях наконец появились свежие темы и сюжеты. Достаточно долго основные надежды на оживление были связаны с началом переговоров о новом политико-правовом формате отношений, который должен был прийти на смену Соглашению Россия–ЕС от 1994 года. Однако к концу 2009 года позитивный потенциал переговоров о новом стратегическом соглашении оказался в значительной степени исчерпанным. За почти два года консультаций сторонам удалось только приблизиться к обсуждению самых важных вопросов – по торгово-экономическому блоку и в энергетике. На этом дело, похоже, и остановилось.
Одобренное на саммите в Ростове-на-Дону «Партнерство для модернизации» выглядит пока набором общих направлений, по которым Евросоюз будет поддерживать сотрудничество между Россией и отдельными европейскими государствами. Однако в долгосрочной перспективе ценность данной инициативы в том, что она отражает реальные, а не выдуманные на уровне бюрократических аппаратов интересы российской и европейской экономик. И потому сможет стать основой для действительно работающих секторальных соглашений Россия–ЕС в будущем. И опираться эти соглашения будут на ежедневную, и часто успешную, практику экономического и технологического сотрудничества России и стран – членов Евросоюза.
Другим новым сюжетом становится уже конкретный разговор о подготовке к обоюдной отмене визового режима. Абсурдность его существования ясна практически всем, кроме самых твердолобых «охранителей», в России и Европе. Равно как и чисто политический смысл бумажки, вклеиваемой за деньги в паспорт, при современных технологиях и возможностях контроля границ и передвижения граждан. Сейчас стороны с разной пока, впрочем, степенью уверенности задумались о необходимости изъять из отношений этот цветной раздражитель.
В вопросе о визах важно еще и другое. Если Брюссель не сможет убедить сейчас сомневающиеся страны – члены ЕС позволить ему вести с Москвой переговоры о безвизовом режиме, интерес российского руководства к контактам с евробюрократией может исчезнуть вовсе. Никакого практического смысла вести с Еврокомиссией диалог просто не останется. Ведь все практическое сотрудничество уже давно идет по линии Россия – отдельные государства ЕС. Поэтому переговоры о визах – это прежде всего спасение ЕС как полноценного участника отношений Европы и России.
Во-вторых, как показал визит Дмитрия Медведева в Германию, состоявшийся 4–5 июня, стороны не только смогли начать разговор о выработке общего видения европейской безопасности, но и перешли уже к практическим мерам. В качестве первого шага предлагается совместно решать наболевшую приднестровскую проблему.
И, наконец, радикально изменился дух и формат встреч Россия–Евросоюз на высшем уровне. Драматические события в зоне евро и ежедневный накат на европейскую валюту пропагандистской машины США и Великобритании заметно «сбили спесь» с европейских партнеров Москвы. На фоне лихорадочных усилий по спасению евро отделываться чтением России лекций о хорошем государственном управлении уже невозможно. Тем более что сама Россия выходит из кризиса с неплохими на европейском уровне показателями.
Однако основная заслуга в изменении атмосферы и содержания политического диалога принадлежит председателю Европейского совета Херману ван Ромпею. Действия ван Ромпея показали: благодаря вступлению в силу Лиссабонского договора, учредившего должность председателя Евросовета, изменилось политическое качество участия единой Европы в диалоге с Москвой. В отличие от сменявших друг друга стран-председателей глава ЕС, как назвал его президент России, обладает высокой степенью политической легитимности.
Неудивительно, что на прошедшем в Ростове-на-Дону саммите стороны смогли, похоже, отказаться от бесконечного пережевывания взаимных претензий по экономике, торговле и правам человека. Вместо этого Россия и ЕС смогли наконец сверить свои позиции по целому ряду сюжетов мировой экономики, защиты окружающей среды и международной безопасности.
В перспективе можно предположить оформление в отношениях России и Евросоюза трех эффективных треков. Практическое сотрудничество в экономике, и не только, будет вестись на уровне Москва – европейские столицы. Обеспечение рамочных условий и снятие искусственных препятствий для такого взаимодействия будут осуществляться в рамках взаимодействия правительство России – Европейская комиссия. А содержательный диалог по вопросам долгосрочной стратегии отношений и видения проблем глобального характера окажется в руках регулярных саммитов на уровне президент России – глава Европейского совета. Вполне рабочая схема.