Где и как Россия может выиграть от мирового экономического кризиса
Доклад к Х Международной московской конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества подготовлен на основе серии исследований на факультет МЭиМП, а также на основе ситуационного анализа под руководством С.А. Караганова. Авторская группа: С.А. Караганов (руководитель), Д.В. Суслов (основной докладчик), Т.В. Бордачев, В.П. Гутник.
1.1. Набирающий обороты мировой финансово-экономический кризис существенно отличается от предыдущих кризисов как по содержанию, так и по динамике. Уже в сентябре-октябре 2008 г. стало ясно, что ипотечный кризис, начавшийся в США еще в 2007 г, к осени 2008 г. распространился не только на кредитно-финансовую и инвестиционную сферы, но и захватил реальную экономику в мирохозяйственном масштабе. По сути, речь идет о кризисе всего экономического порядка, системы регулирования финансово-экономических отношении в мире. При этом сценарий выхода из него, а также природа будущего мирового экономического порядка остаются в значительной степени неопределенными.
1.2. Воздействие кризиса на Россию оказалось весьма болезненным. Упали мировые цены на главную статью российского экспорта — энергоносители. Начался значительный отток капитала из страны. Новое звучание приобрел факт существенной корпоративной задолженности российских компаний перед западными кредиторами. Сокращаются золотовалютные резервы страны. Однако мировой экономический кризис не только создает серьезные сложности, но и формирует новые условия, открывает дополнительные возможности для реализации стратегии достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI в.
1.3. Кризис выявил недостаточную подготовленность институциональной структуры России к ответу на внешние вызовы, однобокость ее экспортной ориентации, чрезмерную зависимость российских предприятий от заимствований на мировом финансовом рынке. Ответить на данные вызовы и использовать появляющиеся в связи с мировым кризисом возможности в полной мере Россия сможет в случае принятия комплекса мер по ускоренной адаптации своей институциональной системы к требованиям внешней среды, в частности по приданию более сбалансированного характера системе внешнеэкономических связей, включая смещение акцентов внешнеэкономической деятельности с внешней торговли на производственно-технологические связи, развитие специализации и кооперации.
1.4. Нынешний кризис — его содержание и динамика — продемонстрировал рост влияния глобальных процессов на национальные экономики, в том числе экономику России. Очевидно, что растет восприимчивость и уязвимость национальных экономик к болезням и кризисным явлениям, имеющим внешнее происхождение. Кроме того, объективное сокращение возможностей контроля со стороны государств над экономическими процессами внутри и вовне, что предъявляет новые требования к формам и качеству государственного участия в экономической деятельности. Воздействие глобальных процессов проявляется прежде всего в таких секторах, как финансы, энергетика, промышленное и особенно высокотехнологическое производство, а также рынок рабочей силы. Именно эти отрасли российской экономики оказались в условиях кризиса наиболее уязвимыми и именно они пострадали в наибольшей степени.
1.5. Для России данный кризис имеет внешнее происхождение, но его воздействие на российскую экономику (имеющую гораздо большие дисбалансы в сравнении с экономиками развитых стран) в ряде аспектов сильнее, чем на экономики других стран мира. Выход из кризиса тоже будет зависеть во многом от общемировых тенденций. Однако эта зависимость ни в коем случае не должна вести к пассивности российского государства и расчету «пересидеть» кризис в ожидании нового этапа улучшения мировой экономической и энергетической инфраструктуры.
1.6. Напротив, будучи, вероятно, переломным моментом в развитии мировой экономики, кризис предоставляет России возможность качественно повысить конкурентоспособность национальной экономики, приспособиться к требованиям быстро изменяющейся внешней среды, оптимизировать ее внутренний социально-экономический и политический каркас. Более того, выстраивание эффективной системы национального социально-экономического регулирования может стать главным выигрышем России в условиях международного финансово-экономического кризиса. Повышение эффективности государственного экономического, социально-экономического и политического управления является абсолютно необходимой предпосылкой для возрастания роли и наращивания конкурентоспособности России в мировой экономике.
1.7. Мировой экономический кризис создает для реализации поставленных задач новые внешние условия (в ряде аспектов — более жесткие, б ряде — более благоприятные), тем самым весьма значительно повышая актуальность как этих самых задач, так и выработки наиболее оптимальной стратегии их реализации. Если до кризиса эта реализация представлялась желательной, сегодня она приобрела характер острой необходимости. Поскольку же кризис очевидным образом указывает на потребность в восстановлении синхронности национальных и международных экономических циклов, а также невозможность сохранения динамичных темпов роста национальной экономики в обстановке рецессии на глобальном уровне, то осуществление магистральных задач социально-экономического развития России в условиях некой автаркии представляется нереальным.
1.8. Кризис показывает, что путь некоторого «отгораживания» от мировой экономики, попыток выстраивания разного рода барьеров и защитных механизмов, а равно и преодоления рецессии за счет вливания в экономику исключительно внутреннего капитала является тупиковым. При возрастании зависимости национальных экономик от мировой он приведет не к экономическому оздоровлению, а скорее к экономическому коллапсу. К тому же идущее по этому пути государство утеряет возможности влиять на формирование нового — послекризисного — экономического порядка и обречет себя на периферийное положение в мировой экономической иерархии. В нынешней ситуации единственный путь для ускоренного развития национальных экономик всех, особенно малых и средних, государств, — это расширение взаимодействия с мировыми рынками при активной политике по защите и продвижению интересов национальных производителей.
1.9. В связи с этим антикризисная стратегия Российской Федерации должна выстраиваться в рамках общей направленности на активизацию и оптимизацию взаимодействия с внешней средой, в том числе посредством инструментов и механизмов внешнеэкономической политики. Качественное изменение внешней среды ставит перед ВЭП России новые задачи при неизменности как базовых целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, так и самой философии ее внешнеэкономической политики. Последняя состоит в том, что внешнеэкономическая политика России должна носить многодисциплинарный и «бесшовный» характер, учитывать политическую составляющую мировых экономических отношений и усиливать субъектность Российской Федерации в мировой экономике и политике. В условиях кризиса, объективно усиливающего конфликтность и разнородность внешней среды, фактор субъектности России приобретает жизненно важное значение.
1.10. Наконец, успешная реализация задач внешнеэкономической политики России не представляется возможной в отрыве от преодоления ряда проблем и диспропорций внутреннего социально-экономического развития, также актуализированных нынешним кризисом. В условиях нарастающей взаимозависимости между национальной и мировой экономикой, определенного «стирания грани* между внутренней и внешней политикой национальных государств решение таких, казалось бы, внутренних задач, как улучшение инвестиционного климата, создание более благоприятных условий для бизнеса, в том числе путем совершенствования работы государственных регулирующих институтов, снижения коррупции и административного прессинга, становится неотъемлемой частью внешнеэкономического блока любого государства. Формирование конкурентоспособной экономики, преодоление внутренних дисбалансов и слабостей является на сегодняшний день необходимым условием проведения успешной внешнеэкономической политики.