Цена вопроса
Европейские наблюдатели начали размещаться по периметру зоны безопасности, установленной Россией вокруг Абхазии и Южной Осетии. Появление полицейских сил ЕС в зоне конфликта стало одним из практических результатов особой роли, которую Европа смогла сыграть в сложнейшей международной ситуации, возникшей в последние месяцы на Кавказе.
Европейские наблюдатели начали размещаться по периметру зоны безопасности, установленной Россией вокруг Абхазии и Южной Осетии. Появление полицейских сил ЕС в зоне конфликта стало одним из практических результатов особой роли, которую Европа смогла сыграть в сложнейшей международной ситуации, возникшей в последние месяцы на Кавказе.
Важность этого события для Европы трудно переоценить. Дипломатическая активность президента Саркози, сумевшего сначала заменить собой весь Евросоюз, а затем убедить коллег по ЕС поддержать его действия, может стать началом восхождения Европы к новой для себя роли глобального брокера. Впервые в своей истории европейские государства выступают в качестве посредника между двумя сверхдержавами — Россией и США.
Атака Тбилиси на Цхинвал и последовавший удар со стороны России перевели прежнюю конфронтацию Москвы и Вашингтона в стадию проверки друг друга на полях локальных конфликтов. Между тем в сегодняшнем противостоянии между Россией и США, которое многие называют новой холодной войной, Европа вынуждена играть весьма тонкую партию. Сохранение этого противостояния на преимущественно фарсовом уровне Евросоюз вполне устраивает. Более того, такая форма противостояния ЕС даже выгодна.
Во-первых, "мягкая" форма холодной войны между США и Россией способствует сохранению за Европой центрального места в мировой политике. Во-вторых, объективные европейские возможности посредничества между США и Россией в большей степени могут быть применимы в условиях войны слов, а не полномасштабной конфронтации. Не будем забывать, что ценность Европы как военного игрока ничтожна. За более чем полтора десятилетия, прошедшие после объявления Евросоюзом о своей цели создать общую внешнюю и оборонную политику, значительного прогресса в этой области достигнуто не было.
При этом Евросоюзом накоплен внушительный потенциал дипломатического участия. И если прежняя холодная война повторится фарсом холодной войны XXI века, остающаяся опереточной политика обороны и безопасности ЕС таковою не будет казаться, срывая аплодисменты европейских избирателей.
Однако гораздо хуже дела с глобальной "европейской миссией" пойдут в том случае, если между США и Россией будет происходить реальная эскалация конфликта. К примеру, если Москва и Вашингтон, каждый со своей стороны, всерьез возьмутся за решение "украинского вопроса". Учитывая то, что ни один из кандидатов на пост президента США не ставит под сомнение необходимость вступления Киева в НАТО, Европе уже скоро придется делать непростой выбор.
Между тем на фоне стремительного снижения возможностей США не только требовать от Европы, но и давать ей что-то значимое, исход этого выбора не столь очевиден. Пожалуй, впервые он будет зависеть от продуманности российской политики. В этой ситуации самое время использовать колоссальную экономическую взаимозависимость между Россией и Европой. Весьма возможно, что время для ее конвертации в новый уровень политических отношений придет уже скоро.