• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья Мальцевой И.В. к.э.н., доцент, эксперт, руководитель научного проекта ЦКЕМИ «Франция и страны франкофонии: политика, экономика, культура»

Статья «Внутриполитическая ситуация во Франции за 1,5 года до президентских выборов: кризис власти и есть ли необходимость менять институты V республики? (правительство Себастьяна Лекорню2: бюджет 2026 - наиболее полемичные меры).

Статья Мальцевой И.В. к.э.н., доцент, эксперт, руководитель научного проекта ЦКЕМИ «Франция и страны франкофонии: политика, экономика, культура»

My de Sortiraparis

Расклад политических сил после роспуска нижней палаты парламента в 2024 г.: отсутствие политического большинства в Национальном собрании (нижней палате парламента) Assemblée nationale.

Проведение досрочных парламентских выборов летом 2024 г. президент Макрон обосновал тем, что крайне правая партия Марин Ле Пен «Национальное объединение» (Rassemblement national) выиграла на выборах в Европарламент. Лидер ультраправых Жордан Барделла (Jordan Bardella), как только стали известны первые результаты выборов в Европарламент, призвал президента «констатировать эту новую политическую реальность… и организовать новые парламентские выборы».

По итогам второго тура парламентских выборов во Франции первое место заняла коалиция левых «Новый народный фронт» (NFP). Всего она получает 195 мест («Непокоренная Франция» — 71 место, 69 — у социалистической партии, 38 — у экологов и 17 мест у компартии). Лидер одной из партий коалиции, «Непокоренной Франции», Жан-Люк Меланшон призвал действующее руководство страны допустить к власти «Новый народный фронт».

Франция вступила в период политической нестабильности и кризиса, беспрецедентного для Пятой республики.

Макрон переназначил Лекорню премьер-министром 10 октября. Спустя шесть дней правительство пережило вотум недоверия, получивший всего 271 голос вместо необходимых 289. Республиканцы и Социалистическая партия проголосовали против отставки нового правительства после того, как социалисты добились соглашения по пенсионной реформе.

Проект бюджета на 2026 год рассчитан с учетом роста госдолга до 118% ВВП страны или до €3,5 трлн при одновременном снижении дефицита бюджета с 5,4% до 4,6% ВВП. При этом он указал на крайне высокий дефицит пенсионной системы в размере €6,6 млрд, который, по его словам, может смягчить только реализация начатой в 2023 году пенсионной реформы, без которой к 2035 году дефицит может достигнуть €15 млрд «из-за демографических изменений и ухудшения соотношения между работающими и пенсионерами». Также Московиси заявил о двукратном росте дефицита системы социального страхования с 2023 года, который в 2025 году составил €23 млрд.

«Нужно ли в этой ситуации кризиса власти начать пересматривать институты V республики?» — этот вопрос задают себе эксперты, политики, проводят опросы населения различные институты общественного мнения. Конституция V республики предусматривает некий баланс сил между исполнительной и избирательной властями, когда есть правительственное большинство в парламенте, или ситуацию «сосуществования» (cohabitation), если президент был избран от правых сил, а в парламенте — левое большинство. Однако такая ситуация достаточно редкая.

Текст статьи (PDF, 286 Кб)