• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Какие выводы можно сделать, наблюдая за тарифной войной Трампа» - Ольга Бирюкова в статье для "Профиль"

Старший научный сотрудник ЦКЕМИ и Лаборатории ответственного бизнеса НИУ ВШЭ Ольга Бирюкова рассказала изданию "Профиль", какие выводы можно сделать при наблюдении за тарифной войной Трампа.

«Какие выводы можно сделать, наблюдая за тарифной войной Трампа» - Ольга Бирюкова в статье для "Профиль"

freepik on Freepik

Основные тезисы:

- США, похоже, делают ставку на пошлины вместо санкций во внешней политике, считая последние неэффективными и даже контрпродуктивными. Вашингтон позиционирует пошлины как инструмент восстановления справедливости в торговле, но за ними скрываются более глубокие претензии к партнерам, включая нарушение принципа взаимности, валютные манипуляции и нетарифные барьеры. Эти претензии не новы, но администрация Трампа придает им особое значение.
- Несмотря на широкую критику экономистов в СМИ, тарифная политика Трампа, выходящая за рамки классического экономического анализа, служит стратегическим инструментом, направленным на передел глобальных ресурсов, изменение производственных цепочек и возрождение американской промышленности. Вашингтон, похоже, больше заинтересован в долгосрочном стратегическом преимуществе и давлении на конкурентов, чем в краткосрочной экономической выгоде.
- Хотя повышение пошлин может временно увеличить доходы государства, чрезмерное их повышение рискует привести к снижению импорта и, как следствие, к падению доходов. "Тарифная дубина" Трампа, вероятно, будет применяться выборочно, о чем свидетельствуют послабления для китайской электроники. Сокращение товарооборота может негативно повлиять на торговлю услугами, особенно для США, являющихся мировым лидером в этой сфере. Кроме того, новая тарифная политика подрывает существующие соглашения о свободной торговле, нарушая баланс тарифных и нетарифных преференций.
- Сдержанная реакция многих стран на введение пошлин США свидетельствует об опасениях эскалации конфликта и понимании возможного ущерба от ответных мер. Пример ЕС, угрожающего обложить налогами американские цифровые платформы, демонстрирует сложность реализации таких мер. Несмотря на наличие правовых инструментов, определение юрисдикции глобальных цифровых компаний и введение налогов без ущерба для собственной экономики представляют собой серьезную проблему. В случае с налогообложением рекламы, пострадать могут скорее европейские рекламодатели, чем американские платформы.
- Европа воздерживается от резких ответных мер в торговом конфликте с США, опасаясь дестабилизации финансовых рынков и подрыва статуса американских активов. Другие страны, выступающие за многостороннюю торговую систему, затрудняются сформулировать коллективный ответ и опасаются нарушить собственные обязательства перед ВТО при введении односторонних пошлин. Диверсификация экспортных потоков, предлагаемая как решение, требует значительных инвестиций и сталкивается с проблемой конкуренции на новых рынках.
- Одновременное ведение торговых споров с множеством стран создает огромную нагрузку на переговорные ресурсы США. Асимметрия конфликта, отсутствие четкого плана будущих соглашений и недостаток опыта у американских переговорщиков, привыкших к шаблонным схемам, затрудняют достижение быстрых результатов. Опыт Брекзита показывает, что для подготовки сложных торговых сделок необходимы значительные кадровые и финансовые ресурсы, которых у США может не хватать. Кроме того, неясно, ограничится ли сфера переговоров исключительно торговлей, или затронет другие области, например, военную.
- Обвинения Трампа в подрыве мирового порядка игнорируют тот факт, что выборочное соблюдение международных норм и протекционизм стали распространенной практикой среди развитых стран задолго до его президентства. В отличие от Байдена, который стимулировал экономический рост с помощью пряников (например, закона CHIPS), Трамп использует кнут тарифных войн для достижения тех же целей: возвращения производства в США, создания рабочих мест и обеспечения экономического процветания.
- У США, как основного спонсора ВТО, накопилось множество претензий к организации, включая обвинения в попустительстве недобросовестной торговой практике Китая. Американцы больше не могут извлекать выгоду из процесса присоединения новых членов к ВТО, так как все крупные экономики уже являются ее участниками. Принцип консенсуса в принятии решений затрудняет продвижение инициатив США. На фоне снижения доли в мировом ВВП, США считают бремя поддержания глобальной экономики чрезмерным и стремятся к большей независимости в определении своей торговой политики. Администрация Трампа выступает за приоритет национальных интересов над решениями международных организаций.
- Хотя США когда-то были главными бенефициарами правил ВТО, сдвиг экономики в сторону услуг и потеря статуса ведущего экспортера товаров побудили Трампа к "реиндустриализации". Стремление вернуть производство и защитить интеллектуальную собственность противоречит существующим глобальным торговым нормам.
- Несмотря на критику ВТО, США не отказываются от участия в организации, используя ее как площадку для предъявления претензий. Китай, напротив, заинтересован в сохранении статус-кво, поскольку ВТО обеспечивает ему доступ к рынкам. Россия же, сталкиваясь с дискриминацией в рамках ВТО, ищет новые модели международного сотрудничества, которые обеспечат ей равноправное участие и гарантии для бизнеса. Формирование новой торговой архитектуры требует пересмотра устаревших соглашений эпохи глобализации.

Подробнее по ссылке