• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги совместных проектов с ФА "Россотрудничество"

Весенний семестр 2021 г. прошел под новым для факультета флагом – гуманитарного сотрудничества: с января шла работа над студенческими исследовательскими проектами в рамках темы «Международная гуманитарная политика в условиях глобальных трансформаций». Каждый проект курировали ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, эксперты ФМЭиМП и руководители профильных подразделений Федерального агентства «Россотрудничество». Про итоги проектов, взаимодействие с внешними партнерами, представление результатов и перспективы рассказала Юлия Александровна Белоус, куратор проектов от НИУ ВШЭ.

Как проходила практическая реализация проектов? Как была организована работа в проектных группах?

Изначально темы проектов вырабатывались совместно с представителями Россотрудничества, после чего на Ярмарке были запущены проекты по приоритетным направлениям, на каждый из которых набиралась команда из небольшого количества участников. Впоследствии к командам присоединились студенты из других вузов, которые также заинтересовались проектом. Таким образом, в проектной работе приняли участие 25 студентов из трех кампусов НИУ ВШЭ, а также из МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Работа шла на постоянной основе в еженедельном режиме: в отдельных чатах каждой проектной команды, где студенты обсуждали детали работы друг с другом, а также в общих чатах с кураторами от НИУ ВШЭ и Россотрудничества, где молодые исследователи могли задать вопросы наставникам.

Проект реализовывался в три этапа. В первую очередь, это было знакомство с кураторами из НИУ ВШЭ – Е.Г. Энтина и П.А. Слюсарчук руководили тематическими проектами по Сербии и Африке – и погружение в тематику проекта через знакомство с научной литературой и сбор данных. Второй этап был более насыщенным – началась работа с пятью отделами Россотрудничества, у каждой команды был свой куратор из организации-партнера. На общих встречах студенты представляли промежуточные итоги экспертам из НИУ ВШЭ и представителям Россотрудничества. На третьем этапе участники защищали свои проекты. Результаты всех работ были представлены в форме аналитической записки, сопроводительных материалов и презентаций.

Как было выстроено взаимодействие с Россотрудничеством в период работы над проектами?

Кураторы от НИУ ВШЭ составляли техническое задание, на основе которого студенты вели работу над проектом. Промежуточные результаты представлялись на ежемесячных консультационных встречах, в рамках которых студенты получали подробную обратную связь от коллег из Россотрудничества. Встречи проходили преимущественно в офлайн формате отдельно по каждому проекту. После промежуточного этапа ребята значительно пересматривали свою работу. Это нормальный процесс – мы, как теоретики и академики, видим работу одним образом, практики видят проблему под другим углом. Когда мы получали обратную связь от студентов, одна из участниц сказала, что не было идеального учебника, в который можно заглянуть и посмотреть, как все нужно сделать, и поэтому проект был такой интересный. Шло взаимодействие между представителями научной и практической среды, в результате качество проектов значительно улучшилось.

Кроме того, для студентов опыт работы с внешним партнером был совершенно новый – не было возможности откладывать или переносить встречи, просить «скидку» при оценке результатов. Были общие чаты, где можно было задать вопросы и получить комментарии, нам присылали правки в режиме рецензирования. Встреч было очень много. Знаю, в одной группе у студентов была такая искра к проекту, что они созванивались по 2-3 раза в неделю. Понимание того, что они представляют НИУ ВШЭ во внешней организации-партнере, значительно повысило уровень ответственности и вовлеченности ребят.

Прислушивались ли коллеги из Россотрудничества к мнению студентов?

У всех было понимание, что уровни разные, но я считаю, что данные проекты – это история успеха. Коллеги из Россотрудничества с вниманием и интересом отнеслись к работам студентов, прислушивались к «голосу молодежи». Например, в рамках итоговой защиты проекта по Сербии Дмитрий Валерьевич Поликанов, заместитель руководителя Россотрудничества, задал вопрос о том, что студенты, как представители молодого поколения, считают важным и нужным сегодня. Было видно, что им интересно услышать порой смелое мнение молодежи и понять их взгляд на проблему. Я увидела, как через дискуссию с представителями из Россотрудничества возникали новые перспективные тематики. Некоторые внешние эксперты из разных отделов Россотрудничества говорили о том, что не хотят, чтобы проекты «лежали в столе», поэтому сразу предлагали правки и переводили предложенные идеи в практическую плоскость. Со студентами работали как со взрослыми экспертами, не делали «скидку» на возраст. Студенты, в свою очередь, очень чутко реагировали на запросы и прислушивались к мнению специалистов.

Что представлял собой результат проекта?

Результат включал в себя аналитическую записку (объемом от 40 до 70 страниц) и презентационные материалы (брошюры, буклеты). Мы планируем подготовить сокращенные аналитические материалы и лучшие из них отдать на рассмотрение в крупные российские общественно-политические журналы о международных отношениях – порталы «России в глобальной политике» или Российского совета по международным делам. Возможно, участники подготовят научные публикации на основе данных материалов и подадут их в академические журналы.  

Если говорить о содержательных результатах проектов. В рамках темы «Международное волонтерство как инструмент социально-гуманитарной политики: глобальный контекст» и исходя из анализа опыта других стран, представители Россотрудничества предложили выделить некоторые категории, например, IT волонтерство, корпоративное волонтерство, фермерское волонтерство и т.д.  Международный опыт сравнивался с российским опытом, ребята анализировали, каких практик много, а каких недостаточно, а также оценивали контекст. Примерно так происходила работа и в других проектах. Наша сильная сторона – анализ международного опыта, применяемого в разных регионах мира. Студенты понимали, что рекомендации делать непросто, за этим стоит большая работа.

Там, где были страновые кейсы (Сербия и Африка), работа строилась немного иначе. Например, в проекте по Африке участники делали не общий проект, а каждый представлял какую-то часть, отдельную тематическую область.

Как проходили защиты проектов?

Результаты проектов были представлены экспертным комиссиям, которые включали как специалистов из НИУ ВШЭ, так и из Россотрудничества. Сами защиты проходили на базе внешних партнеров. По более общим темам присутствовали эксперты более широкого профиля. В будущем хотелось бы привлекать больше экспертов по страновым кейсам, чтобы можно было детальнее обсудить особенности каждой страны. Самое интересное, что защиты перетекали в дискуссии, мозговые штурмы и обсуждения того, как можно улучшить полученные результаты. В Россотрудничестве положительно оценили полученные итоги.

Как Вы оцениваете результаты проектов?

Несмотря на то, что это пилотный проект – не каждый день в Вышке делают такую большую серию проектов с внешними партнерами, результат превзошел ожидания. Почему так? Работа со студентами часто проходит на личном энтузиазме, тем более еще не сформировалось институционального закрепления такой практики, отработанного годами. К тому же, инициатива внедрялась впервые, что было сопряжено с рисками. При этом, самое главное заключается в том, почему это важно и нужно. Сработал принцип – мотивация возникает в процессе, стоит только начать. Об этом мне сказали как студенты, так и коллеги из Россотрудничества. Коллеги из Россотрудничества отметили, что важно, чтобы у студентов не пропал интерес к теме и они продолжили ее изучать.

Каковы перспективы дальнейшего взаимодействия?

Некоторые студенты получили возможность пройти стажировку в Россотрудничестве, чтобы продолжить исследовать данные темы и взаимодействовать с экспертами. Более того, есть запрос на продолжение этих проектов, возможно, с тем же составом проектных команд и/или добавлением новых участников. Также одна из главных задач – формирование сообщества тех, кто интересуется темой и готов ее развивать дальше в академической и экспертной среде.

В чем уникальность данного проекта?

Первое и самое важное – работа с внешним партнером без посредников. Эта работа проходила в регулярном режиме. Системное общение напрямую с представителями государственных органов по исследовательскому проекту – уникальная возможность для студентов.  В дальнейшем они пойдут устраиваться на работу и будут общаться с работодателем, понимая на какие нюансы обращать внимание. Кроме того, ребята создавали проект «под ключ», выполняли задания от анализа контекста и эмпирических материалов до составления рекомендаций.

Во-вторых, благодаря онлайн-технологиям, проект стал межкампусным. Наша новая реальность сыграла свою роль, дала нам новые возможности. Вероятно, если бы мы работали исключительно в офлайн-режиме, коллеги из Россотрудничества не всегда смогли бы найти время для встреч в силу рабочего графика и это то ограничение, с которым мы сталкивались ранее.

Более того, над проектами работали студенты с разных факультетов и университетов, с разным бэкграундом. Благодаря такому взаимодействию, была усилена междисциплинарность проекта.

Планируется ли в дальнейшем развивать практику работы студентов с внешними партнерами в рамках проектной деятельности?

Изначально тематики проектов разрабатывались, исходя из нашего видения и видения руководителей, возглавлявших крупные подразделения Россотрудничества. При этом, по ходу проекта мы обнаружили, что было бы хорошо определить тематики, по которым руководителям узкоспециализированных отделов Россотрудничества, как практикам узкого профиля, не хватает теоретических знаний здесь и сейчас. Предварительно мы обговаривали дальнейшее сотрудничество в разных форматах. В основном речь идет о продолжении проектов, углублении в более узкоспециализированные тематики, которые интересны заказчику. У нас уже сформировался первый «выпуск» с проектов, а все участники включены в Alumni группу, теперь они являются частью сообщества. Это только начало сотрудничества.

Новые проекты будут также появляться на Ярмарке. Интерес для студентов представляют не столько кредиты, сколько новые знакомства, практический опыт взаимодействия с представителями внешнего партнеры, перспективы и возможность найти «ту самую тему» без опоры на «идеальный учебник», в который можно заглянуть и увидеть ответы на все вопросы.

 

Участники проекта поделились своими отзывами и впечатлениями от проделанной работы.

 Олег Филатов, 2 курс ОП «Международные отношения» НИУ ВШЭ

Проект «Социально-гуманитарная политика иностранных государств в Сербии: практики, инструменты, результаты»

«Участие в проекте Россотрудничества было достаточно важной частью моей жизни на протяжении последних 5 месяцев. Возможность открывать что-то новое, которая подкреплялась активным диалогом с уважаемыми представителями ведомства такого уровня, вызывала у меня огромный энтузиазм. Особый интерес вызывали два базовых аспекта проекта: его фокус на «мягкой силе» различных акторов и изучение ее применения на Западных Балканах. Все 5 месяцев, контактируя как с представителем Россотрудничества, так и с нашими куратором и руководителем, мы узнавали новое, совершенствовали свои навыки написания аналитических материалов! Это действительно ценно. Несмотря на тот факт, что в проекте было всего три участника, мы с ребятами, как мне кажется, проделали поистине большую работу! А когда на защите это подтвердило и уважаемое жюри, было очень приятно. Я убедился, что наши труды действительно комплексны и имеют важность. Подобные результаты всегда вдохновляют на новые свершения!»

 Ксения Никитина, 1 курс магистерской программы «Международные отношения» СПбГУ

Проект «Сообщества влияния за рубежом как инструмент внешней социально-гуманитарной политики: глобальный контекст»

«В рамках проекта я отвечала за сбор и анализ данных в области формирования сообществ влияния на примере Германии, сравнивала внешнюю культурную политику Германии и России, участвовала в подготовке исторического обзора и разработке рекомендаций.
Наиболее ценным опытом, полученным во время работы, считаю навыки взаимодействия с коллективом. С уверенностью могу сказать, что у нас состоялся обмен исследовательскими подходами, поскольку в команду входили представители разных вузов. Будучи студенткой СПбГУ, я предпочитаю анализировать явления с точки зрения их функций и степени институционализации; коллега из МГУ опирался на историю, концептуальные основы и геополитические аспекты; исследователи из ВШЭ ориентировались на прикладной характер проекта, поэтому искали практические управленческие решения.
Общение с представителями Россотрудничества и кураторами ВШЭ заслуживает особого внимания. Иногда непросто было соглашаться с экспертным мнением, которое изначально воспринималось как препятствие к цели. Однако принятые к сведению комментарии, наоборот, способствовали более глубокому пониманию проблемы и повышали качество исследования. В результате взаимодействия с представителями Россотрудничества мне удалось получить представление об особенностях публичной дипломатии России».

 Анна Григорьева, 3 курс ОП «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ

Проект «Гуманитарное сопровождение российской экономической деятельности за рубежом: практики, инструменты, перспективы»

«В данном проекте моей задачей являлось описание странового кейса на примере Китая по тематике исследовательской работы. В частности, я занималась анализом эффективности Китайского проекта «Один пояс, один путь», сфер образования и КСО в Поднебесной. Во время проекта я погрузилась в изучение политики Китайских властей в отношении КСО, приобщилась к проблематике СМР. Наиболее интересной активностью для меня оказалось посещение научного семинара по теме «Политика содействия международному развитию: особенности стратегического планирования», в ходе которого я получила возможность разобраться в альтернативных моделях организации бюджетного планирования и программирования мероприятий в области СМР. Благодаря проекту я улучшила навыки работы с научной и нормативно-правовой базами, составления корректных поисковых запросов для нахождения релевантной информации по конкретной теме».

Никита Крехнов, 4 курс ОП «Бизнес-информатика» НИУ ВШЭ

Проект «Международное волонтерство как инструмент социально-гуманитарной политики: глобальный контекст»

«Участие в данном проекте — отличная возможность для развития полезных карьерных навыков. К сожалению, в университете не так часто получается поработать над каким-то проектом при участии нескольких организаций. Процесс взаимодействия, обмена опытом, бесконечные обсуждения и полировка проекта до идеала. На проект я записался, потому что у меня был опыт волонтерской деятельности, но мне всегда было интересно изучить этот вопрос с теоретической точки зрения. Я узнал очень много нового, познакомился с отличными ребятами и поработал над интересной мне темой. Так что по окончании проекта был преисполнен множеством положительных эмоций. Надеюсь, что в будущем удастся поучаствовать в похожих проектах. Главной проблемой за все месяцы работы над проектом стали ограничения из-за коронавируса, очень не хватало очных встреч и обсуждений, но я очень рад, что в итоге у нас получилось несколько раз собраться вместе за одним столоми с пользой провести время».

Мария Кукарских, 1 курс Факультет социальных наук НИУ ВШЭ

Проект «Африка как площадка возможностей для российской социально-гуманитарной политики в области образования»

«Так уж сложилось, что, будучи студентом, чувствуешь себя неуверенно, когда дело доходит до реальных проектов, которые будет читать кто-то кроме преподавателя. Однако в команде под руководством опытных профессионалов ощущаешь себя намного смелее. Кроме того, ты видишь перед собой не абстрактную работу на оценку, а четко поставленную задачу и конкретных адресатов с их запросом, поэтому сам процесс оказывается более осмысленным, направленным и увлекательным. Мне понравилось, что нам самим нужно было выдвигать идеи и решения, а руководители старались их поддержать и развить. В целом я получила более четкое понимание, зачем и как составляются рекомендации по определенному вопросу политики. К тому же, на каждом этапе мы получали обратную связь от адресата и могли скорректировать свои идеи. В ходе проекта я научилась доверять своей команде, так как напрямую не видела процесс их работы, но наши результаты всегда дополняли друг друга. Прибавилось уверенности, практических навыков составления рекомендаций, что, непременно, пригодится в будущей учебе и карьере».

Полина Седлова, 2 курс ОП «Международные отношения»

Проект «Международное волонтерство как инструмент социально-гуманитарной политики: глобальный контекст»

«Участие в проекте по международному волонтерству стало для меня важным и по-настоящему новым опытом. Безусловно, новая задача предполагала большую ответственность, но с помощью коллег все трудности удалось преодолеть. Особенность нашего проекта-исследования заключалась в возможности «сверить часы» с кураторами проекта — экспертами от Россотрудничества и специалистами факультета МЭиМП. Комментарии и идеи кураторов помогли найти правильный подход к нашей работы, именно такое взаимодействие стало фундаментом той аналитической работы, которую команда представила на финальной защите. Наиболее интересным мне показался последний этап разработки проекта, когда необходимо было подумать об акторах и инструментах развития волонтерства в России. Я была бы очень рада принять в них участие!»