Преемственность или ревизия: эксперты представили свои прогнозы по политике США в Азии при Д. Байдене
26 января 2021 г. Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ провел экспертный онлайн-семинар на тему «После Трампа: какой будет политика США в Азии?». Мероприятие включало в себя 4 тематических блока: Ожидания Азии от администрации Байдена, американские альянсы и инициатива Индо-Тихоокеанского региона, США и Азиатско-Тихоокеанское многостороннее экономическое сотрудничество и возможности США предложить консолидирующую повестку региону.
Приглашенные эксперты проанализировали 5 основных кейсов – КНР, Японию, РК, Индию и АСЕАН, и в конце своих выступлений сделали прогноз относительно дальнейшего развития событий в регионе по каждому из тематических блоков.
Основные прогнозы:
1. Ожидания Азии от администрации Байдена: дискуссии и акценты.
· Байден продолжит политику сдерживания КНР, изоляции Пекина в технологической сфере;
· Произойдет большая институционализация американо-японского диалога и возвращение к «нормальной» дипломатии;
· Саммит между Мун Чжэ Ином и Джо Байденом активизирует попытки сторон установить мир на Корейском полуострове;
· Команда Байдена «отыграет» ряд тактических решений, принятых при Трампе – смягчит санкции против Ирана;
· Произойдет возврат к многосторонности в политике США в Азии и признание Вашингтоном центральной роли АСЕАН.
2. Американские альянсы и инициатива Индо-Тихоокеанский регион, формирующиеся в азиатской повестке Байдена.
· США при поддержке союзников попытаются оказать влияние на местные правительства, чтобы те выходили из соглашений с Китаем на поставку телекоммуникационного оборудования;
· Япония продолжит развивать сотрудничество с США в военной сфере и укреплять собственный военный потенциал в тесной связке с США. Цель: парирование угроз, исходящих от Китая;
· Администрация Байдена вовлечет Сеул в региональные альянсы более изощренными способами, чем администрация Трампа;
· Байден будет более активно задействовать Индию в полунеформальном альянсе QUAD, что соответствует интересам Индии в регионе;
· При Байдене произойдет укрепление союзнических отношений и рост институционализации между США и Таиландом, и Филиппинами.
3. США и Азиатско-Тихоокеанское многостороннее экономическое сотрудничество от Трампа к Байдену.
· Китай будет стремиться подключать свои ресурсы, в т.ч. инициативу «Пояса и Пути» для восстановления связей с региональными партнерами;
· США откажутся от торгового давления на Японию и будут возвращаться к многостороннему сотрудничеству в АТР;
· Возврат Байдена к многосторонности в торговле окажет положительное влияние на экономику РК;
· В ближайшие годы Индия не будет участником ВПТТП и ВРЭП;
· Рост перекрестных санкционных рисков для АСЕАН из-за экстерриториальности американских мер.
4. Возможна ли консолидирующая повестка сотрудничества? Что может предложить региону администрация Байдена?
· Будет сделана попытка восстановления каналов связи по военной линии, который может функционировать по модели российско-американского диалога;
· Движение Японии в антикитайском направлении будет связано с усилением давления Пекина на Токио, а не из-за солидарности с США;
· США не смогут предложить региону консолидирующую повестку во многом из-за деградации американо-китайских отношений;
· Индия продолжит выступать за отказ от формального альянса с США и продвигать диалог с АСЕАН;
· АСЕАН и США будут более активно сотрудничать по климату и борьбе с традиционными и нетрадиционными угрозами безопасности в ЮВА.
С более подробными экспертными оценками по поводу внешнеполитических контуров, направлений и особенностей администрации Д. Байдена в Азии можно ознакомиться в аналитическом меморандуме.
Аналитический меморандум. Политика США в Азии (PDF, 970 Кб)
Более детальная информация о политике новой американской администрации в отношении Юго-Восточной Азии, потенциальных выгодах и рисках, стоящих перед АСЕАН, содержится в статье А.С. Королева в журнале «Россия в глобальной политике».