• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евроазиатские исследования

На факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ в новом учебном году открывается магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования».

На факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ в новом учебном году открывается магистерская программа «Международные отношения: европейские и азиатские исследования». О нововведениях и специфике программы рассказывают соруководитель программы, заместитель декана по стратегическому планированию факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Тимофей Бордачев и заместитель декана по учебной работе в магистратуре этого же факультета Вера Данилина.

— С чем связано то, что магистерская программа по международным отношениям расширяется за счет включения азиатского направления?

В. Данилина:
— Хотелось бы сразу сказать, что это не создание программы с нуля. Программа по международным отношениям существует, и в 2010 состоялся первый выпуск. Программа получилась сложной, комплексной, поэтому и  уровень выпускных работ, которые защищали выпускники, – стал очень высоким. Важно и то, что все выпускники прошлого года трудоустроились по профилю. То есть то, чему их учили здесь как аналитиков, как исследователей, как журналистов, как лоббистов, было не просто тренировкой ума и расширением кругозора, а стало реальной профессиональной деятельностью. Но до этого года программа была сориентирована преимущественно на европейские исследования. Азиатское же направление – новое, несмотря на то, что на факультете мировой экономики и мировой политики изучают китайский и японский языки, ведутся исследования по экономике и политике стран региона.
Т. Бордачев:
— Надо сказать, что это первая в России программа по международным отношениям, реализуемая совместно российскими и китайскими университетами. Такого в нашей стране еще не было. Это первое существенное отличие программы. Есть в российских вузах программы по истории, языкам, менеджменту, различным экономическим вопросам, но не по международным отношениям. Таким образом, наш опыт будет первым опытом совместного российско-китайского обучения международным отношениям с особым упором на Азиатско-Тихоокеанский регион. Магистерская программа по направлению «Международные отношения» существует на факультете уже несколько лет, наши магистранты очень хорошо трудоустраиваются. В прошлом году мы решили конкретизировать эту программу, сделать ее еще более близкой к реалиям современной мировой экономики и политики. А реалии эти таковы, что у России два главных партнера в торгово-экономических и политических связях. Это Европа, на которую приходится 50 процентов нашей внешней торговли, и это растущие страны Азии, в первую очередь – Китай. На них мы и будем ориентироваться, чтобы наши выпускники знали, что они имеют дело не с такими абстрактными вещами как международные отношения в целом, а с теми регионами, с теми странами, с теми проблемами, с которыми будут иметь дело большинство российских компаний и органов государственной власти в ближайшее десятилетие. Поэтому мы и начинаем с сентября этого года реформирование магистерской программы по международным отношениям в формате европейских и азиатских иcследований. При этом все студенты магистратуры в течение первого полугода обучения получат навыки и знания, необходимые для специалиста-международника, позволяющие работать с любыми международными явлениями или процессами. А с января, с третьего модуля, они будут разделены на две группы, европейскую и азиатскую, и продолжат углубленное изучение данного региона, будут писать курсовую работу, готовить магистерскую диссертацию.

— На кого рассчитана эта программа, кого вы видите в качестве своих магистрантов?

Т. Бордачев:
— Принципиальное значение имеет то, что эта программа ориентирована на изучение и умение анализировать современные политико-экономические процессы, как в Европе, так и в Азии. Она не учит истории, языкам, она учит тому, как развиваются эти страны сейчас, и способности делать прогноз, в интересах компаний и органов государственной власти, прогноз того, как эти страны будут развиваться в будущем, в этом ее уникальность и отличие от тех программ, которые реализуются специализированными учебными заведениями и специализированными факультетами. Они в первую очередь уделяют внимание таким важнейшим сюжетам как история и языки, мы же занимаемся вопросами современного политико-экономического развития этих стран.

Кого мы видим в качестве наших абитуриентов? У нас на факультете ведутся дискуссии на эту тему. Я остаюсь сторонником того, что мы должны учить всех, мы не должны ставить какие-то предварительные условия, касающиеся квалификации человека, который к нам поступает. Идеалом остается способность за два года сделать из инженера, специалиста реального сектора, аналитика, способного отстаивать интересы своей компании или своего государства, владеющего методами анализа международных отношений. Хотя у тех ребят, которые заканчивают факультеты международных отношений, востоковедения, истории, получают гуманитарное образование, есть определенное преимущество, но, скорее, не при поступлении, а в процессе обучения.

В. Данилина:
— Практика показывает, что вполне успешно осваивают подобные программы и инженеры, и люди с базовым экономическим образованием, в том числе выпускники нашего факультета. Но вопрос в другом. У людей, которые будут поступать, должно быть понимание, что  им придется много читать, воспринимать и уметь интерпретировать полученную информацию в форматах научных семинаров, обсуждений и других интерактивных форм. Одна из задач магистрантов – готовность комплексно воспринимать происходящее. Это трудно сделать человеку, который имеет узкую специализацию, это вопрос таланта, навыков, возможностей и готовности работать над свои развитием.

— Но какие-то аналитические способности, системное мышление должны быть уже на входе?

Т. Бордачев:
— Вступительный экзамен по всеобщей истории позволяет получить представление о готовности к обучению на программе. Экзамен построен таким образом, что проверяются именно те вещи, про которые мы сказали.

— Вы уже упомянули, что эта магистерская программа будет реализовываться совместно с китайским вузом. Что это за партнер?

Т. Бордачев:
— Эта магистерская программа будет реализована совместно с Восточно-Китайским Нормальным Университетом, который находится в Шанхае. Шанхай является наиболее продвинутым китайским городом, наименее бюрократизированным, более свободным, открытым к морю, к общению, к новым идеям. Это не совсем китайский город. Университет замечательный, там работают динамичные люди. Декан Института международных отношений и регионального развития этого университета господин Фэн Шаолей, является членом Валдайского клуба, одним из советников высших руководителей Китая.

В. Данилина:
— Хочу обратить внимание, что это не программа двойного диплома. Это возможность прослушать курсы, которые будут подготовлены и прочитаны преподавателями китайского университета. Идея состоит в том, что сначала студенты слушают наших преподавателей, а затем для тех ребят, которые выберут азиатские исследования, в учебном плане предусмотрены курсы, которые по нашему приглашению будут читать специалисты из Китая. Во время практики будет возможность поехать на несколько месяцев в Шанхай, слушать курсы там, работать в библиотеке, готовить свою диссертацию. Если курсы прослушаны в Китае, студенты получат транскрипты. В любом случае, это полезно: ребята получат знания и материалы «из первых рук». Также мы планируем, что магистерские диссертации будут оцениваться не только на нашей площадке, но и в китайском университете.

Частью программы является проведение разного рода мероприятий, которые привлекут и китайских студентов, и наших. Ближайшее состоится в начале июля. Мы совместно с Восточно-Китайским Нормальным Университетом готовим I Международную российско-китайскую летнюю школу “Китай и России в условиях изменения соотношения сил в мировой экономике и политике”, в рамках которой в течение пяти дней российские и китайские преподаватели будут проводить мастер-классы, дискуссии, деловые игры по тематике взаимоотношений России и Китая в условиях меняющегося мира. Мы планируем привлечь к участию в Школе как российских, так и китайских студентов. Отбор студентов ВШЭ уже начался (ссылка на информацию о конкурсе)

— А китайские студенты будут приезжать на учебу в Высшую школу экономики?

В. Данилина:
— Да. Когда наши студенты поедут во втором полугодии в Китай, мы здесь ждем ребят, которые учатся в Шанхае. Они получают те же права, которые есть у студентов по обмену. Поскольку программа партнерская, мы не предполагаем оплаты за это обучение. Китайские студенты приедут в Москву, прослушают курсы, посетят семинары и так далее. Пока, правда, программа стартует в России и в большей степени сосредоточена у нас. Но ничто не мешает иностранным студентам приехать сюда и поступить в нашу магистратуру. Мы будем готовить площадку для того, чтобы китайские студенты приехали сюда учиться вместе с нашими ребятами, получали транскрипты и дипломы.
 
Обсуждается возможность совместного научного руководства, консультаций по научным работам. Есть ресурсы для развития совместных исследований, заинтересованность китайской стороны в сотрудничестве с нашим университетом, с факультетом.

— В названии программы есть слово «исследования». Это подразумевает какие-то особые формы работы и обучения?

Т. Бордачев:
— Да, безусловно. Я хотел бы подчеркнуть, что мы одновременно развиваем и укрепляем программу европейских исследований, она встала на ноги, готовит хороших специалистов. Сейчас мы ее укрепляем – ведем переговоры с одним из крупных британских университетов о возможном совместном ее развитии. Магистерская программа по международным отношениям остается приоритетом для нашего факультета. Мы не отказываемся от того, что реализуется в последние годы.

Что касается исследований, то принципиальный вопрос в данном случае – это конвертация знаний в профессиональные компетенции. И те семинары, которые у нас проходят в рамках курсов, читаемых и по европейскому, и по азиатскому направлениям, та работа, которую мы ведем в рамках научно-исследовательского семинара, нацелена на применение знаний, развитие аналитических навыков. Любая работа аналитика, эксперта независимо от того, где он служит, – это исследовательская работа, способность анализировать конкретную ситуацию.

— Где вы видите своих выпускников, на каких рабочих местах?

Т. Бордачев:
— Буду откровенным и скажу, что в первую очередь мы ориентируемся на бизнес и негосударственные организации. Несмотря на то, что наш университет является национальным исследовательским и уже много лет поставляет кадры для правительства, все-таки в области внешних связей приоритет отдан таким организациям как МГИМО. Мы же ориентируемся на новую российскую экономику и гражданское общество. И мы считаем, что понимание того, как будет развиваться Европа и Азия, для российских компаний и некоммерческого сектора не менее, если не более, важно, чем для органов государственной власти.

— Что нужно сделать абитуриенту, который хочет поступить на магистерскую программу «Международные отношения: европейские и азиатские исследования»?

В. Данилина:
— Хотелось бы обратить внимание абитуриентов программы, что она остается бюджетной, то есть и бюджетные, и коммерческие места. Олимпиада, дающая дополнительные возможности для поступления, уже прошла, и мы объявили имена победителей, которые будут рекомендованы для зачисления на бюджетные места.
Но существует и обычная процедура вступительных испытаний. Мы принимаем два экзамена – по всеобщей истории и по английскому языку. Первый экзамен проходит в формате письменных ответов на вопросы. Но в этом году абитуриенты получат возможность защитить свою позицию еще и устно. Это новация, раньше мы принимали только письменные ответы. Однако письменный экзамен не дает в полной мере возможности оценить то, как человек умеет работать, рассуждать, защищать свое мнение, как он умеет говорить, поэтому мы добавили к экзамену устную часть. Второй экзамен по английскому языку. Важно то, что мы не выставляем требования знания восточных языков. Если человек знает китайский, у него будет больше возможностей при прохождении практики и трудоустройстве, но это не является необходимым условием. Мы готовим людей не для работы непосредственно в Китае, а для работы в международном пространстве, где основным языком остается английский. Но английский должен быть на высоком уровне. На вступительных экзаменах по этому предмету оценка такая же, как и на профильном испытании – максимум 100 баллов. Так что если человек не будет знать языка, он не сможет ни поступить, ни учиться. Основные курсы читаются по-русски, но материалы за редким исключением на английском.

Т. Бордачев:
— Кроме того, страны АСЕАН, Япония, Корея прекрасно работают с английским языком. Китайские преподаватели будут читать лекции по-английски и по-русски, а наши преподаватели там – на английском.

— Кто будет преподавать на этой магистерской программе?

Т. Бордачев:
— Если говорить о программе по европейским исследованиям, то сложилась прекрасная команда преподавателей, трое из которых – выпускники Колледжа Европы в Брюгге, ведущего европейского учебного заведения, занимающегося вопросами развития Европейского союза. Кроме того, на этой программе преподает Владимир Рыжков http://www.hse.ru/org/persons/4013549, известный российский политический и общественный деятель, который читает курс истории и теории европейской интеграции. В части азиатских исследований можно назвать Сергея Лузянина, заместителя директора по науке Института Дальнего Востока РАН, одного из ведущих российских китаистов, Олега Барабанова http://www.hse.ru/org/persons/10597442, профессора МГИМО, ведущего специалиста по политике России в восточном направлении. Одним словом, у нас хорошие преподаватели.

В. Данилина:
— Могу добавить, что по европейским исследованиям коллеги собрали звездную команду. Это эксперты, которые реально знают, как функционирует и чем живет Европа, и как работать на этом пространстве. Команда, которая сейчас собирается по азиатскому направлению, на мой взгляд, тоже звездная, это люди, которые реально знают регион и могу учитывать в исследованиях, в работе не только результаты чужого анализа, но и свои собственные  наблюдения.

Всех, кто заинтересовался обновленной магистерской программой, факультет мировой экономики и мировой политики приглашает 26 мая 2011 года на День открытых дверей, в рамках которого пройдет презентация магистерских программ и состоится мастер-класс Тимофея Вячеславовича Бордачева «Россия, Европа и Азия в «мире регионов»

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ