• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Греческий зал в европейском интерьере

Кирилл Владимирович Энтин, научный сотрудник ЦКЕМИ, доцент факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ, выступил в программе "Особое мнение" на Радио России.


Кирилл Владимирович Энтин, научный сотрудник ЦКЕМИ, доцент факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ, выступил в программе "Особое мнение" на Радио России и прокомментировал результаты парламентских выборов в Греции.


Аудиозапись выступления доступна на сайте Радио России.


Сегодня некоторые высказывают предположения, что результаты парламентских выборов в Греции положили начало распаду Европейского союза. Как можно относиться к таким прогнозам?

К. Энтин: Как говорил Марк Твен, "слухи о моей смерти сильно преувеличены". Это же высказывание можно отнести и к будущему Европейского союза. Даже самый худший сценарий не означает потери Греции для Европейского союза, не означает выхода Греции из состава ЕС, а уж тем более распада самого интеграционного объединения.

Но ведь были же заявления греческих политиков о том, что они собираются выйти из зоны евро и отказаться от европейской валюты. Или это всё предвыборные ходы и вообще дезинформация?

К. Энтин: Безусловно, подобные заявления были. Но здесь следует учесть два нюанса. Первый – это то, что зона евро является всё же некоторой надстройкой для Европейского союза. Не все страны-члены ЕС находятся в зоне евро. Некоторые страны изначально сказали, что они туда входить не будут, как, например, Дания и Великобритания. Некоторые другие европейские страны пока не соответствуют всем критериям. И хотя в будущем они должны будут вступить в зону евро, сегодня они находятся вне данной зоны. Поэтому эти два процесса не совсем соотносятся. Действительно, с этой точки зрения выход Греции из зоны евро создаёт опасность, что будут лишены стимула другие страны, которые туда стремятся.

Второй нюанс заключается в том, что партия СИРИЗА, которая пришла к власти, всё же не рассматривает официально данный сценарий. Все заявления её лидеров говорят о том, что они хотят оставаться в еврозоне.

Что за силы стоят за партией СИРИЗА, которая победила на парламентских выборах в Греции? Что за лидер у неё? И чем она привлекла греков на свою сторону?

К. Энтин: Главная причина победы партии СИРИЗА на выборах – это, безусловно, тяжёлая экономическая ситуация в Греции и тот факт, что "лечение", которое было навязано Греции извне, оказалось необыкновенно болезненным. Собственно, "лекарство" оказалось более губительным, чем сама болезнь. А традиционные партии, по мнению греческого населения, не смогли найти выход из кризиса. Несмотря на все усилия, продолжался рост безработицы, всё большее количество населения Греции оказывалось за чертой бедности, да и экономику так и не удалось перезапустить. Поэтому греки решили, что с них довольно, что нужно что-то менять кардинально, нужно голосовать за ту партию, которая предлагает отказаться от традиционных средств, от режима строгой экономии, которая обещает запустить переговоры с Европейским союзом, чтобы каким-то образом уменьшить греческий долг или хотя бы его перенести, которая предлагает иные средства.

Если говорить о самой партии СИРИЗА, то это фактически коалиция левых сил. Они находятся в левом спектре политической сцены, но более левее, чем Социалистическая партия Греции. Тем не менее, это всё же демократическая партия, она не является крайне радикальной партией. С её лидерами все традиционные европейские лидеры готовы иметь дело, готовы вести диалог и переговоры. Президент Франции Франсуа Олланд уже пригласил лидера партии СИРИЗА, нового премьер-министра Греции на встречу в Париж. Поэтому нет никакой опасности прихода действительно экстремистов к власти в Греции. И лозунги партии СИРИЗА всё-таки относительно умеренные. Да, они выступают против политики жёсткой экономии, но, тем не менее, хотят вести диалог, оставаться в еврозоне, считают, что место и будущее Греции всё же находится в Европе.

Лидер партии СИРИЗА – Алексис Ципрас, что за человек? Что можно о нём сказать?

К. Энтин: Он молодой, энергичный, амбициозный. Ему удалось решить задачу в рекордно короткие сроки по формированию правительства. То есть, видно, что он достаточно опытный политик и переговорщик. Тем не менее, многие обозреватели характеризуют всё же его программу как популистскую, главным образом потому, что в неё не верят. В неё не верит и большая часть Греции. И реакция делового сектора после прихода партии СИРИЗА к власти были соответствующей. Афинская биржа просто обрушилась.

Насколько А. Ципрас окажется цепким политиком, насколько ему окажется по плечу вести действительно на равных переговоры с той же Ангелой Меркель и другими европейскими лидерами, покажет время. По крайней мере, по первым шагам кажется, что у него есть определённый план, определённая стратегия и ему следует дать какой-то шанс.

Накануне парламентских выборов в Греции на митинге в Афинах Алексис Ципрас снова изложил программу своей партии в случае победы. В ней есть три основных тезиса: а) в основе политики будет лежать восстановление социальной справедливости, прекращение жёсткой экономии, борьба с гуманитарным кризисом; б) минимальная зарплата должна быть увеличена до 751 евро (сейчас в Греции минимальная зарплата составляет 600 евро); в) будут снижены налоги. Действительно, в стране, которая находится в состоянии жесточайшего экономического кризиса не первый год, где фактически уничтожен средний класс, где в своё время прошла волна массовых выступлений и протестов против режима жёсткой экономии, экономика так и не поднялась. Да, это выглядит немного популистскими, пропагандистскими лозунгами. Но сможет ли партия СИРИЗА реализовать эту программу?

К. Энтин: Главное условие реализации этой в программы заключается в том, что здесь всё зависит не только от Греции и поведения греческого правительства. Ведь речь идёт о колоссальном внешнем долге Греции, составляющем более 300 млрд евро, и о том, насколько нынешнему правительству удастся снизить данный долг или хотя бы отсрочить его погашение. Без этого программа выглядит явно не реализуемой. Фактически все основные положения программы партии СИРИЗА означают дополнительные расходы. Ещё к этим допрасходам можно отнести планы А. Ципраса вновь нанять уволенных из госсектора людей. Одной из первых мер нового правительства также была остановка приватизации некоторых крупных объектов, в частности, портов Пирей и Салоники. Это всё деньги, расходы, которые нужно каким-то образом финансировать.

То, что предлагает партия СИРИЗА в качестве варианта финансирования, это усиление борьбы с коррупцией, улучшение функционирования судебной системы и перераспределение налогового бремени на более богатых. Сами по себе эти меры выглядят здравыми. Но насколько их удастся реализовать в нынешних условиях и насколько их будет достаточно в условиях экономического кризиса, усиления бегства капитала из Греции и когда агентство Standard & Poor's уже заявило о том, что кредитный рейтинг Греции может быть понижен до рейтинга B с негативным прогнозом, всё это вызывает большие вопросы. Скорее всего, судьба Греции будет решаться не в Афинах, а в Брюсселе, в Париже, в Берлине на переговорах, которые предстоит вести греческому правительству.

Лидеры греческой левой коалиции заявляли, что рассчитывают на списание части внешнего долга их страны, как в своё время Греция списала часть долга Германии после второй мировой войны. Сегодня греки рассчитывают на ответный ход со стороны Германии в виде списания долга. В нынешних экономической ситуации в Европе насколько вообще оправдана такая надежда греков на возможность списания, уменьшения госдолга?

К. Энтин: Боюсь, что партия СИРИЗА оказалось в этой ситуации между молотом и наковальней. Да, она уже успела раздать множество обещаний своим избирателям. И, тем не менее, позиция всех европейских лидеров предельно жёсткая: да, мы считаем вас все равно демократической силой и готовы полностью идти вам навстречу, сотрудничать с вами, но, с другой стороны, о списании долга речи быть не может. Об этом заявил уже целый ряд высокопоставленных европейских деятелей. Их позиция такова: Греция должна все равно играть по правилам и ей придётся платить. Наиболее реалистичный сценарий – это сценарий отсрочки.

Может ли Россия извлечь какую-то выгоду из факта прихода к власти в Греции новых политических сил? Вообще для России смена руководства в Греции и прибавление в лагере евроскептиков – это плюс или минус?

К. Энтин: В нынешней ситуации это очень большой плюс. Традиционно Греция считалась союзником РФ. Многие европейские исследователи в 2000-х годах, характеризуя различные страны по их отношению к России, даже говорили о Греции или Кипре как о "троянских конях" в Европейском союзе. То есть, это страны, которые готовы продвигать позицию России, сотрудничать очень тесно с РФ и отстаивать её интересы на европейском уровне.

В нынешней ситуации интерес представляет даже не тот факт, что речь может идти о прибавлении числа евроскептиков и каких-то трудностях для Европейского союза, речь больше идёт о том, что традиционно партия СИРИЗА занимает очень пророссийскую позицию. И одним из первых шагов нынешнего премьер-министра стало заявление о том, что те коммюнике, которые были приняты в Брюсселе, осуждающие нападение на Мариуполь и говорящие о прямой ответственности РФ за эти нападения, не были согласованы с Грецией, что в них не была учтена позиция этой страны. Фактически речь идёт о трещине в общей позиции ЕС по отношению к России, так как эту позицию занимают уже не 28 стран, а только 27.

И очень символично, что скрестить шпаги греческое правительство решило даже не по поводу греческого долга, а по поводу внешней политики, по поводу России. И выгода для РФ здесь прямая. Во-первых, она заключается в том, что для принятия любых решений в области общей внешней политики и политики безопасности в ЕС необходимо единогласие среди государств. Тут действует совершенно другая логика, чем в области экономики, когда достаточно квалифицированного большинства. Любая страна может блокировать принятие новых санкций, например, против России, которые сейчас активно обсуждаются. Безусловно, уже есть страны, которые выступают с позиций, что, наверное, следует подумать, смягчить санкции, следует сделать альтернативные предложения для России. Уже такие страны, как Австрия, Словакия, Франция, занимают подобную позицию. Но, тем не менее, они не решаются выступить открыто и заблокировать решение Брюсселя, воспользовавшись своим правом вето.

Греция как раз сегодня та страна, которая готова это сделать. Греки могут стать первыми, и очень возможно, в этой ситуации греки даже окажутся не одни, некоторые другие страны их поддержат.

Иное дело, что не стоит заблуждаться касательно мотивов Греции. В них присутствует элемент торговли: кто предложит больше, сумеют ли Брюссель или национальные столицы Париж и Берлин предложить что-то взамен, смогут ли греки выторговать хотя бы списание части долга. Поэтому я бы не сказал, что Греция – это лояльная по отношению к России страна. У греков очень прагматичная политика. Но у них есть определённая изначальная симпатия к России, во многом, наверное, потому, что это и общая культура, и православие.

Во-вторых, есть определённая притягательность для ряда европейских лидеров в фигуре Владимира Путина. Многие на Западе, тот же лидер Национального фронта во Франции, другие крайние партии ставят Владимира Путина в качестве примера проведения жёсткой, в некоторых случаях националистической политической линии.

С партией СИРИЗА ситуация более запутанная, потому что она находится не на правом, а на левом фронте. Но, тем не менее, это партия, которой близка крайняя риторика. Да, это достаточно всё-таки националистическая линия. Тем не менее, партия СИРИЗА выступает за открытую миграционную политику, что является водоразделом между ней и крайними партиями. Но, тем не менее, она относится с симпатией к России и к российской власти.

По материалам Радио России от 29.01.15