Водная блокада Крыма
Сотрудник ЦКЕМИ Анастасия Лихачёва выступила в Программе "Особое мнение" на Радио России.
Сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Анастасия Борисовна Лихачёва выступила в Программе "Особое мнение".
Аудиозапись
Украинские власти ограничили подачу воды в Крым через Северо-Крымский канал. Они утверждают, что из-за долгов, но многие видят в этом совсем другую подоплёку. Однако мы сегодня не будем говорить о политике. Мы поговорим о том, как напоить Крым.
Объясните, что значит перекрытие Северо-Крымского канала для Крыма?
А. Лихачева: Для Крыма это был основной источник пресной воды. Порядка 85% всей пресной воды Крыма шло через Северо-Крымский канал. Он сезонный, наполняется в марте, а поступление воды заканчивается в ноябре. Сейчас этот источник оказался практически перекрыт. Информация о том, в какой мере он перекрыт, разнится, но суть в том, что уровень воды упал в десятки раз. Порядка 80% воды шло на сельское хозяйство, и создаётся ощущение, что страдает только оно. Это, безусловно, так, урожай этого года - очень большой вопрос. Это вопрос каких-то альтернативных поставок продовольствия на этот год в режиме чрезвычайной ситуации для всего агрокомплекса.
Но это и вопрос питьевой воды, потому что с Северо-Крымского канала часть воды шла непосредственно на обеспечение водой Керчи и других населённых пунктов. С этим сейчас пытаются что-то сделать. Это оперативное реагирование, бурение артезианских скважин, экстренное подключение к местным рекам.
То есть для населения тоже будут большие трудности?
А. Лихачева: Для населения больших трудностей не будет, потому что есть система резервуаров, в которой есть запасы воды. Но если говорить о стратегическом развитии региона, то вопрос стоит очень остро. Перестройка всей водной системы на водосбережение, водоэффективность – это большой вызов.
Опубликовано на сайте Радио России 12.05.14