21 сентября в закрытом рабочем формате прошел Второй научно-исследовательский семинар команды Проекта
Крайне полезно и продуктивно – это общий эмоциональный итог нашего Второго закрытого семинара. За два академических часа были разобраны основные исторические технокультурные этапы развития методологической деятельности и определены контуры новой методологии для реализации целей нашего Проекта.
Теплый приятный вечер, мыслительный запал, легкий голод по живому обсуждению в команде единомышленников – это те ингредиенты, которые понадобились для приготовления изысканного интеллектуального блюда – Методология разработки и использования компьютерных симуляций.
Семинар взял на себя ведущий исследователь Проекта – Иван Кузин.
План доклада Иван Александрович выстроил сообразно академическим канонам.
Начало доклада было посвящено историческому обзору. От происхождения и этимологии слова методология (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования и λόγος — мысль) - не последовательность, а структура действия, овладеть методом = понимать структуру прохождения пути.
Далее последовал Декарт с попыткой создания единой общей методологии. И конечно Кант, который выражал Метод как дисциплину - принуждение субъекта к образу действия и принуждение объекта к желанию субъекта. Метод позволяет субъекту выделить предмет в объекте. Объект (реальность) может сопротивляться процессу: методы не определяют предмет полностью.
Иван Александрович, слегка коснувшись «Лабораторной жизни» Бруно Латура (декларируемый метод – каким образом ученые описывают свою работу; при этом, метод необязательно совпадает с реальным – в большинстве случаев не совпадает), перешел, собственно, к практике.
Будучи молекулярным биологом в ранние годы научной карьеры, Иван Александрович с легкостью приводил примеры из практики своей лабораторной жизни на каждый из пяти аспектов и пяти элементов методологии научного эксперимента.
А чему соответствуют эти элементы и аспекты в случае компьютерных симуляций, должны были определить участники команды Проекта.
Так, например, 5 элементов метода:
Типичное начало. Кейс из молекулярной биологии: исследование начинается, когда есть инструмент или средство, отсутствующее у конкурентов – интересный мутантный белок.
Ханс-Йорг Райнбергер: исследование начинается с наблюдения неожиданного результата. Если мы стабилизируем новый феномен и научимся им оперировать, мы можем использовать его как инструмент.
Категория. Кейс: предполагается, что есть модельный организм, даже если он пока неизвестен; т.е. метод предполагает место, которое может быть и пустым.
Принцип: локальное основание выбора. Например, выбор между разными инструментами или теориями (в разных ситуациях – разные принципы; у разных методов – разные наборы принципов)
Логика. То, что обеспечивает связность результата; распределение по слоям истинности. Кейс: «полуколичественные» методы – можно примерно оценить в терминах «больше-меньше», но применение строгих значений истинности ухудшает качество исследования.
Типичный результат. Кейс: выяснить, взаимодействуют ли белки между собой и как именно.
Аналогично с пятью аспектами, которые во взаимосвязи с пятью элементами выстраивают связную методологию научного эксперимента. Используя эту схему в качестве основы, участники Проекта определили контуры новой методологии разработки и использования компьютерных симуляций.
Определившись с общей методологической схемой, междисциплинарный коллектив Проекта запланировал начать исследования по адаптации и конкретизации методологии на основе прикладных задач, которые решаются с помощью компьютерных симуляций.
Оставайтесь с нами и мы уже совсем скоро официально анонсируем Открытый для всех формат мастер-классов, воркшопов и семинаров от лучших промышленных экспертов, научных работников и исследователей, работающих в повседневном режиме с компьютерными симуляциями в науке, промышленности и бизнесе!