ЦКЕМИ НИУ ВШЭ провел с Фондом Горчаковым провел круглый стол по Центральной Азии
24 мая 2024 года Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Горчакова провёл экспертный круглый стол «Студенты из Центральной Азии в России: проблемы и перспективы». Участники мероприятия обсудили особенности поступления студентов из Центральной Азии, проблемы обучающихся из стран региона, связанные с доступностью университетской инфраструктуры и необходимостью интегрироваться в новую среду, их приоритеты во время обучения, а также роль и активность в формальных и неформальных объединениях.
О своём опыте преподавания студентам из Центральной Азии, содействии в их адаптации и способах стимулировать учебные успехи рассказали эксперты из Астрахани, Владивостока, Санкт-Петербурга, Челябинска и других городов России.
Модераторами дискуссии выступили:
— Сапрынская Дарья Викторовна — руководитель проектов Фонда Горчакова, научный сотрудник ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова;
— Матяшова Дарья Олеговна — стажёр-исследователь ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.
В дискуссии приняли участие
• Юкина Евгения Александровна — начальник Международного Отдела Астраханского государственного технического университета;
• Тожикулова Дилрабо Зуфаржоновна — исполнительный директор Ассоциации иностранных студентов и выпускников Южного Урала;
• Дмитриева Марина Олеговна — доцент кафедры международных отношений ДВФУ;
• Погодаев Николай Петрович — старший научный сотрудник Центра евразийских исследований ТГУ;
• Панич Борис Леонидович — директор БФ «ПСП-фонд», Межрегионального ресурсного центра по миграции и межнациональным отношениям, г. Санкт-Петербург;
• Щуров Павел Михайлович — Глава муниципального округа Тропарёво-Никулино, заместитель начальника управления по воспитательной и социальной работе РТУ МИРЭА;
• Якимов Андрей Николаевич — координатор проектов БФ «ПСП-фонд», Межрегионального ресурсного центра по миграции и межнациональным отношениям, г. Санкт-Петербург;
• Юн Сергей Миронович — заведующий кафедрой мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ;
• Мелоян Тигран Хачатурович — аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ;
• Андреева Ирина Владимировна — директор по проектной работе и бизнес-практикам в АНО «ЛИФТ», преподаватель НИУ ВШЭ.
В ходе круглого стола были высказаны следующие ключевые идеи:
⁃ Россия обладает конкурентными преимуществами на международном рынке образования, по разным оценкам занимая 4-6 места в мире по количеству студентов-иностранцев. Студенты из-за рубежа играют роль послов российского образования в своих странах. По этой причине особо значимое внимание вузы уделяют их адаптации, выстраивая для этого различную инфраструктуру.
⁃ В большинстве вузов иностранные студенты общаются и взаимодействуют главным образом друг с другом или с обучающимися из других государств, а не с россиянами. Это затрудняет адаптацию и интеграцию в российское принимающее сообщество.
⁃ Интеграция в принимающее сообщество должна сопровождаться привлечением ко всем видам деятельности (учебной, научной, спортивной, культмассовой), которые реализуются в университете, приобщением к традициям вуза, вовлечением в общественно полезные занятия – например, волонтерство – наравне и совместно с российскими студентами.
⁃ Частой проблемой студентов из Центральной Азии становится академическая неуспеваемость. Например, в Томском государственном университете более трети обучающихся из стран «пятёрки» не смогли адаптироваться и были отчислены. Для решения этой проблемы можно, с одной стороны, повысить требования к абитуриентам, с другой стороны, создать механизм «предуниверситарной» подготовки.
С видео-записью мероприятия Вы можете ознакомиться по ссылкеАндреева Ирина Владимировна
Проектно-учебная лаборатория «Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики»: Приглашенный преподаватель
Мелоян Тигран Хачатурович
Центр средиземноморских исследований: Аналитик