Публикации
Цель исследования - сравнить поведение партий и выяснить, почему одни партии вступают в коалиции, а другие - нет. Определены особенности поведения двух регионалистских партий Соединенного Королевства и Испании: Шотландской национальной партии (ШНП) и Баскской национальной партии (БНП). Значимость исследования заключается в решении проблем позиционирования партий в децентрализованных системах с сильными регионалистскими элементами. На основе методологии «отслеживания процессов» («process tracing») и сравнительного анализа поведения основных региональных партий, электоральных данных, публичных заявлений, заявлений в СМИ авторы пришли к выводу, что идеологическая близость в экономическом измерении партий, территориальное измерение имеют ключевое значение для оценки коалиционного потенциала между центральными и регионалистскими партиями. Более того, выявлено, что уровень конкуренции на региональном уровне создает стимулы для регионалистских партий вступать в коалицию с центральными. Вместе с тем не выявляется очевидной поддержки того факта, что правительство меньшинства обладает большими возможностями по вступлению в коалицию по сравнению с правительством большинства.
В учебнике излагаются наиболее значимые актуальные тренды, происходящие в современной мировой экономике, и рассматривается их влияние на деятельность международных компаний.
Раздел I посвящен изучению основных понятий, источников конкурентоспособности и стратегий ведения международного бизнеса. В Разделе II рассмотрены ключевые изменения, происходящие в системе многостороннего регулирования внешней торговли и принципов регулирования современных способов совершения торговых сделок. Раздел III освещает специфику деятельности международных компаний в условиях финансовой глобализации, рассматривает основы регулирования их инвестиционной деятельности и источники финансирования. В разделе IV излагается влияние наиболее актуальных трендов на международный бизнес: цифровизации и технологического развития, глобальных цепочек создания стоимости, экологических аспектов и устойчивого развития.
Учебник предназначен для студентов образовательных программ бакалавриата по направлению «Экономика», содержащих специализации по мировой экономике или международному бизнесу.
В обзорной статье раскрыты возможности дифференцированного анализа глобального измерения популизма путем систематизации зарубежных (главным образом) и отечественных исследований. Это позволило соотнести теоретические и ком -паративистские разработки исследований популизма, с одной стороны, и актуальные, традиционные проблемные области науки о международных отношениях — с другой. Данный подход способен продемонстрировать как уже представленные в литературе, так и потенциальные возможности для дифференцированного анализа глобальных аспектов популизма. Научная новизна заявленной статьи заключается в определении возможностей существующего академического поля для анализа внешнеполитических эффектов популизма. В результате исследования сделан вывод о том, что внешнепо-литические позиции и политические курсы популистов являются производной от вну-тренней политики и их противостояния традиционным элитам. Структурное давление (давление международной среды) и принятие правил игры после прихода к власти, даже при сохранении антиэлитистского дискурса, делает попытки типологизации и класси-фикации внешнеполитических позиций популистов крайне сложными и зачастую непродуктивными.
В статье рассмотрены аспекты растущей вовлеченности Китая в систему глобального гуманитарного управления. С одной стороны, в эпоху Си Цзиньпина позиция Китая по гуманитарной повестке стала более активной, включая рост объемов помощи, инициирование институциональных изменений в системе координации и распределения и большее внимание вопросу на уровне планирования. С другой стороны, Китай активнее использует многосторонние платформы: более тесно сотрудничает с учреждениями ООН с гуманитарным мандатом и Международным Комитетом Красного Креста и развивает собственные инициативы. Вместе с тем эти шаги все еще не позволяют Китаю приблизиться к традиционным донорам по уровню влияния в гуманитарной сфере. По сравнению с традиционными донорами материальный вклад Китая невелик. Специфика же гуманитарной помощи Китая - предоставление преимущественно по запросу и тесная связь с помощью развитию - имеет как позитивные, так и негативные эффекты. Так, большей гибкости сопутствуют непредсказуемость и неоднозначный имидж Китая как гуманитарного донора, соответственно.
Делается вывод, что ключевые усилия Китай прилагает на уровне риторики, используя сотрудничество по линии Юг-Юг для построения имиджа надежного партнера в международном сообществе и усиления переговорной позиции по продвижению собственных идей в рамках сложившейся системы. Основу стратегии Китая можно охарактеризовать фразой «наблюдай и учись». Акцент делается не на формировании альтернативных институтов в противовес существующей системе, а на перенимании опыта и мягком встраивании собственных инициатив.
Статья посвящена выявлению некоторых особенностей и специфики процедуры конкурсного производства в отношении кредитных организаций и оспаривания сделок, которые совершены кредитными организациями в период, предшествующий банкротству. Проводится анализ ряда норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с акцентами на наиболее важных его положениях применительно к процедуре конкурсного производства кредитных организаций, порядка удовлетворения требований кредиторов и специфике оспаривания сделок.
Начало специальной военной операции России в Украине застало врасплох подавляющее большинство стран мира, и нам еще предстоит узнать ее последствия. Нынешний конфликт по своей природе и содержанию настолько политизированный и болезненный, что обойти его стороной даже при всем желании просто невозможно. Не осталась в стороне от этого процесса и АСЕАН, которую многие уже успели обвинить в дипломатической трусости и лицемерии за попытки сгладить углы и «дешево» отделаться от проблемы.
Логично предположить, что разрыв отношений с Западом и окончательная переориентация российской внешней политики на Азию может придать российско-асеановским отношениям новый импульс. На деле начало специальной военной операции и последующие «драконовские» санкции сузили и без того не самый широкий коридор возможностей российско-асеановского диалога, особенно в сфере экономики.
Последние два десятилетия XXI в. насыщены экономическими и политическими потрясениями. ЕАЭС постоянно приходится преодолевать беспрецедентные вызовы, и союзное сотрудничество стало мощным инструментом противостояния искажениям обычных правил делового оборота и сокращению пространства свободного рынка. В докладе использованы оригинальные авторские методики расчета индексов интеграции в торговле товарами, услугами и в сфере инвестиций на пространстве ЕАЭС, которые рассчитываются на постоянной основе уже пятый год, что позволяет строить динамические ряды и отслеживать развитие интеграционных процессов. Каждый год меняются темы, посвященные развитию технологий на пространстве ЕАЭС, в настоящей версии это «зеленая» экономика. Страновые обзоры представлены по проблеме изъятий в сфере торговых режимов и экосистемам экспорта. Особое место занимает тема малого предпринимательства, которая в сложных экономических условиях выходит на первый план в экономических политиках стран и, как представляется, должна стать одной из первостепенных целей интеграционного сотрудничества.
В статье рассматривается специфика правового регулирования защиты персональных данных по законодательству Европейского союза как один из элементов обеспечения стрессоустойчивости ЕС во внутренних процессах и обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, анализируются основные положения Регламента ЕС 2016/679 от 27 апреля 2016 г., а также проводится сравнение с регламентирующим эту область законодательством Российской Федерации. Предметом исследования данной статьи является анализ эволюции охраны и защиты персональных данных в Европейском союзе и Российской Федерации начиная с пути становления этого института и заканчивая современным состоянием правового регулирования. Делается вывод, что институт охраны и защиты персональных данных, может рассматриваться как неотъемлемый элементом обеспечения стрессоустойчивости ЕС, который прошел длительный путь своего становления и развития как в зарубежном, так и в отечественном законодательстве, а равно о возможности заимствования опыта охраны и защиты персональных данных, используемого в ЕС, для применения в российском правовом пространстве, как одна из возможных практик обеспечения стрессоустойчивости в части безопасности информационной инфраструктуры Российской Федерации. Отмечается, что в настоящее время вопросы защиты персональных данных выходят за рамки отдельных государств и переходят в область межгосударственных отношений. В свою очередь, сравнительно-правовой метод исследования, положенный в основу методологии настоящей статьи, может позволить выявить пути оптимизации отечественного правового регулирования на базе
Статья посвящена анализу восприятия европейской интеграции, в частности, региональной политики Европейского союза (ЕС), гражданами современной Испании. Особое внимание уделяется сравнению периодов до начала пандемии COVID-19 (2019 г.) и после нее (октябрь 2021). Цель данной работы — выявить мнение испанского общества о региональной политике ЕС в динамике. В первой части статьи определены аналитические рамки исследования. Во второй — его методология. В третьей части анализируются опросы общественного мнения в Испании, отраженные Eurobarometer. Анализируя базу данных Eurobarometer, автор отмечает, что, с одной стороны, несмотря на пандемию, граждане позитивно оценивают влияние деятельности органов Евросоюза на их повседневную жизнь. С другой стороны, пандемия показала, что государства являются ключевыми акторами в процессе выработки и принятия решений в ЕС. Инициатива по формированию направлений развития региональной политики Евросоюза попрежнему принадлежит входящим в него государствам, а не регионам и/или наднациональным органам. Научная значимость работы заключается в обобщении результатов опросов общественного мнения Eurobarometer. Данный подход вводится в научный оборот при изучении указанной темы впервые.
Настоящая работа посвящена исследованию воздействия региональной по- литики Европейского союза на политическое развитие Испании. В ходе ана- лиза выявлено, что региональная политика ЕС играет важную роль в разре- шении проблем стимулирования экономического роста внутри Испании и укрепления позитивного взгляда испанцев на процесс европейской интегра- ции. В свою очередь, диспропорции и неравномерность в развитии регионов ведут к изменению динамики центробежных и центростремительных тенден- ций. Этот фактор играет ключевую роль во всех подобных конфликтах, где более развитые и менее развитые части государства чувствуют себя эксплуати- руемыми друг другом. Однако это не является единственным фактором в по- добной проблеме. Этнические, лингвистические, религиозные и/или культур- ные различия играют такую же важную роль, как и социально-экономические диспропорции. В этой связи интересно проследить на примере Валенсии, ка- ким образом региональная политика ЕС во всех ее проявлениях влияет на эти факторы и превращает их в причинно-следственные механизмы.
Пандемия коронавируса стала причиной серьезного экономического и политического кризиса во многих странах мира. Для Европейского Союза, как наиболее развитого интеграционного объединения, ущерб был также серьезен. Провал на начальном этапе проведения скоординированной политики по борьбе с пандемией и ее последствиями поставили вопрос о целесообразности существования объединения как такового. Тем не менее, странам и институтам ЕС удалось преодолеть многие противоречия и перейти к выработке общих ответных мер, некоторые из которых являются беспрецедентными как по своему характеру, так и по своему объему финансирования.
Данная статья направлена на выявление основных элементов политики ЕС по противодействию и преодолению возникшего кризиса, а также анализу ее характерных особенностей. Наряду с этим предпринимается попытка рассмотреть сеть региональных торговых соглашений (РТС) ЕС в качестве элемента антикризисной политики в сфере торговли товарами, рассматривается квартальная динамика торговли ЕС с партнерами по РТС и третьими странами.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что кроме беспрецедентности отдельных мер ЕС по выходу из кризиса, пандемия используется европейскими институтами в качестве катализатора глубинных трансформаций экономики объединения. Главными направлениями являются цифровизация и зеленая экономика. В то же время сеть РТС целесообразно рассматривать как автономный антикризисный инструмент ЕС, так как торговля с партнерами по РТС восстановилась до предкризисных (2018 г.) уровней существенно быстрее, чем с другими странами.